E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Евгений Щекалёв: «Коллеги приходят на концерты часто. Хочется, чтобы пришли обычные люди»

12 ноября лауреат всероссийских и международных конкурсов, заслуженный деятель искусств РФ и член Союза композиторов Евгений Степанович Щекалёв празднует 75-летний юбилей. К своему юбилею Евгений Степанович подошел с особой серьезностью. Летом в городах России прошли его авторские концерты, совсем недавно увидели свет его два нотных сборника… А 11 ноября на Новой сцене Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии пройдет его авторский вечер «В минуты музыки». В преддверии этих событий мы поговорили с Евгением Степановичем Щекалёвым о его юбилейных проектах и взгляде на современную музыку.

 

В первую очередь Евгений Степанович спешит рассказать о нотных сборниках, вышедших в конце сентября этого года.

 

– Недавно я выпустил третью часть сборника «В минуты музыки». В нем очень много разной вокальной музыки: там и романсы, и песни, и даже есть отрывки из опер. Приятно, что это такой монументальный труд! Также вышел нотный сборник инструментальной музыки, академической, симфонической. Но у меня получилось так: сначала я издал второй, третий сборник «Избранное», а потом выпустил и первый. Я приберег его, потому что надо начинать с малого: я начал с маленьких инструментальных пьес, а закончил симфоническими произведениями и хоровыми. Так что сейчас у меня три части нотного сборника «Избранное», «В минуты музыки» тоже три части. Первую часть «В минуты музыки» я издавал еще в Москве, потому что здесь еще такого не было. Сейчас набрать ноты может любой человек, а раньше нет. Раньше нам приходилось ездить для этого в Москву в издательства «Музыка» и «Советский композитор», там были профессионалы, которые могли набирать ноты. А потом появились уже нотные программы.

 

– В Москве Вы работали с известными исполнителями, поэтами. Не было ли у Вас соблазна остаться в столице или все-таки Урал манил Вас обратно?

 

– Был такой соблазн, но это было ближе к 90-м годам. Но ведь у нас появилась электронная почта, появился интернет. Зачем нам там жить? Можно работать и отсюда. Я, конечно, в Москву приезжал в 80-90-ее годы очень часто. С Валентиной Толкуновой я сколько песен записал, каждую я с ней учил лично. Не просто так ноты дал, а учил лично. Но хотя певец Леонид Серебренников любит, когда ему отдают ноты и он сам это все учит. Дмитрий Харатьян тоже выучил без моего ведома.

 

– С 2014 года Вы проводите Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Уральский эдельвейс» и являетесь его инициатором. Девиз конкурса звучит так: «За чистоту и духовность музыки XXI века». Он такой глобальный.

 

– Девиз, конечно, высокопарный, но зато в нем что-то есть. Я уже устал от минусовок, которые сейчас используются для выступлений в телеэфире. Возьмем даже песни Пугачевой, там нет такого. Конечно, может быть в последнее время она уже перестала обращать на это внимание, но раньше у нее минусовки были очень приличные. Если взять ее первые пластинки, там такие минусовки. А сейчас это что-то ужасное, я не говорю про все, конечно, но такого много. Когда это звучит, просто хочется выключить и все. Телевидение я не очень люблю. Люблю радио. Неслучайно говорят: «Телевидение – это что? Телевидение создает видимость». А радио учит, радио примиряет, радио развивает, я так скажу.

 

– Конкурс должен помочь ищущим молодым музыкантам найти себя, свою неповторимую индивидуальность?

 

– Самое главное, что ребята есть хорошие. Мы больше обращаем внимание на самых маленьких, которым надо как-то прививать вкус. И я заметил, что они конкурс любят и тянутся к нему. Вот они один раз поучаствовали и хотят второй раз, третий. Но есть школы: есть наша известная первая школа, есть ДШИ №9. Какая-то одухотворенность есть в этих ребятах, они к чему-то стремятся. Где-то у них что-то не получается… И лишний раз я стараюсь обязательно послушать, если они говорят: «Евгений Степанович, послушайте, пожалуйста». Я приезжаю к любым, даже иногда в область приезжаю. Но в конкурсе участвуют и москвичи, и ребята из Краснодара. В этом году участвовала девушка из Российской академии музыки имени Гнесиных, она замечательная. Она уже лауреат многих конкурсов, но пожелала участвовать в «Уральском эдельвейсе». Она просто где-то нашла мое произведение, спела. Мы ей дали гран-при.

 

– Евгений Степанович, у Вас сложились теплые отношения с г. Вологда.

 

– Давно я к этому стремился. Конечно, Николай Рубцов – это великий поэт, я считаю. Была одно время мода на Николая Рубцов все 80-е годы и 90-е, и сейчас он тоже все-таки ценится. Я помню, когда пошло это веяние, сборников почему-то не было, и вдруг я достаю «Звезду полей». Потом появились еще другие сборники, я почитал и обомлел: «Это ж надо же...» Неправильно сказать, что Рубцов – это современный Есенин, но что-то близкое такое все-таки есть. Но сугубо философские: вся природа, она живет. Меня, конечно, это сильно задело. Тот, кто вел мой сайт, говорил мне: «Зачем ты пишешь на Рубцова? Уже все написано». А я не могу. Вот до того стих такой, что хочется его взять и положить на музыку. Может быть я что-то такое сделаю, что будет звучать по-новому. Во всяком случае у меня такое стремление. И я стремился именно побывать на фестивале «Рубцовская осень». И я хотел попасть в Вологду в день рождения Рубцова 3 января, ну а что 3 января? Все гуляют, вся Вологда, там действительно все знают и любят Николая Михайловича. На «Рубцовской осени» нам дали две больших площадки, одна похожа на нашу картинную галерею. Я почувствовал, что там действительно ценители Н.М. Рубцова, я осмелился там спеть «В минуты музыки», и кто-то даже крикнул: «Браво!» Это было так неожиданно. Мы же застольные работники, поем, когда нет певцов, но все-таки, коль часто это приходится делать, я на это обращаю внимание и стараюсь расти. Ведь первые мои желания, когда я был еще ребенком, это не играть, мне хотелось петь! И я выходил на камень Исетского озера, где я вырос, и буквально в сторону озера пел. Но так получилось, что частично я стал певцом. Ну а что делать? Например, вдвоем, Людмила Вячеславовна Горячих поет с душой, так по-настоящему, а я немножко могу где-то сказать, где-то пропеть. Но как говорят композиторы, например, Я.А. Френкель: «Я не пою, я напеваю», и это существует. Л.А. Лядова говорит по-другому, она говорит: «Мои песни. Как хочу, так и пою».

 

– Также несмотря на пандемию, Вы, Евгений Степанович, решились на проведение авторских концертов еще в других городах России. Как прошли концерты в этот непростой период?

 

– Дело в том, что в Крыму, в Ялте, в Пятигорске, концерты проходили в санаториях. Летом куда? Только в санатории. В Пятигорске есть Театр оперетты, но он тоже не работал. Все через санатории. Но, конечно, я боялся. О чем говорить? Особенно в поезде, а я люблю поезд, хотя до Крыма мы добрались на самолете. Но потом я понял, что боятся как-то нечего, и все прошло хорошо. Мы еще посетили Тамбов. Дали концерт там, побывали в доме-музее Сергея Васильевича Рахманинова. Это потрясающее место. Там все дышит творчеством Рахманинова. Впечатлений, конечно, много.

 

– Мы говорим о концертах в других городах, а 11 ноября в Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии состоится Ваш авторский вечер.

 

– Вот я шел сейчас, афиша висит. Я очень проникся этим, знаете, почему? Все-таки от афиши многое зависит, а там с крыши до земли на метра 2-3, это же как, ужасно, да? А, с другой стороны, приятно. Много раз я проводил авторский концерт в Свердловской государственной академической филармонии с участием симфонического оркестра. Шесть раз проводил, это очень много. И я не помню, чтобы кто-то из членов Союза столько раз проводил авторский концерт. И я рад, что в этом году концерт пройдет не в филармонии, а вот здесь в Театре музкомедии.

 

– Чего Вы ждете от авторского концерта в этом месте? Чего ждать Вашим зрителям?

 

– Само это, конечно, намоленное место, Свердловская оперетта. Я не знаю, как сказать, но это целая эпоха. И она продолжается. К сожалению, не стало директора Сафронова Михаила Вячеславовича, который просто всю душу вкладывал. Я его хорошо знал. Надо провести концерт здесь. Больше всего мне нравится, что я его сам веду. Мне многие говорят: «Не надо вести!» А почему нет? Я ведь лучше знаю, что я написал, когда написал. Я могу поговорить со зрителем, тем более, что запрещено собирать полный зал, поэтому я отношусь к концерту с большим интересом. У меня же менялись даты концерта – сначала 9 апреля, потом 12 мая, и, наконец, 11 ноября. Хотя юбилей у меня 12 ноября, но я считаю, что такое 11? Это уже вечер, в Красноярске уже почти двенадцать, а если это во Владивостоке, то это уже давно двенадцать. Поэтому это нормально.

 

– Евгений Степанович, строите уже какие-то планы? Какими проектами планируете заняться после праздничных мероприятий?

 

Конечно, нужно будет немного отдохнуть, но я хочу сделать концерт в Москве. Вот здесь проведу, а потом... Юбилей проходит ведь и потом, и по мотивам. У меня где-то было предложение, сильное предложение, сделать концерт в Новой опере, но в связи с пандемией я пока этим не занимаюсь. А как только юбилей кончится... У меня был большой концерт в 2005 году в зале Союза композиторов, еще была жива и Валентина Толкунова, выступали Леонид Серебренников и Екатерина Шаврина. Но мне концерт понравился тем, что пришли не только мои коллеги, они часто приходят, пришли обычные люди. Конечно, афиши были, но не настолько, чтобы на каждом столбе, но люди пришли и заполнили зал просто до предела, я был очень рад этому концерту. Но хочется все-таки поменять место, предлагали разные, разные варианты. Конечно, я продолжаю работать, потому что певцы «трясут». У меня еще написано лирико-комическое действо по мотивам рассказов А.П. Чехова «Я иду по ковру». Оно написано, но театра я пока не нашел. Этим я, конечно, хочу заняться, потому что это большая работа. Я его начал давно и постоянно вношу какие-то правки, дорабатываю. Я хочу с ним наконец закончить. Это большая работа и надо, чтобы все-таки что-то из этого получилось.

 

Авторский вечер Евгения Степановича Щекалёва «В минуты музыки», посвященный 50-летию творческой деятельности композитора, пройдет 11 ноября в 19:00 на Новой сцене Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии. Гостями вечера станут народная артистка РФ Светлана Комаричева, народный артист РФ Иван Пермяков, заслуженный артист РФ Николай Капленко, артисты Людмила Горячих и Юлия Щекалёва, поэты Владимир Блинов, Александр Кердан, Семён Маточкин, а также Народный ансамбль танца им. А. Поличкина (художественный руководитель – Дмитрий Салымов) и Ансамбль народных инструментов «Русичи» (художественный руководитель – Юрий Луканин). Также в этот вечер состоится награждение призеров VI всероссийского конкурса исполнителей «Уральский эдельвейс 2020». Ведущий вечера – композитор Евгений Степанович Щекалёв.

 

Беседовала Наталья Зверева

Творческий состав

Топорков Геральд Николаевич

Топорков Геральд Николаевич
Соприкасаясь с сочинениями Г.Топоркова, ставшими уже уральской классикой, понимаешь, что музыка эта не выдумана, не "высижена" в тиши кабинета, а создана как искреннее излияние из глубины сердца. Такие сочинения могли появиться у художника, испытавшего с самого раннего детства необоримое стремление мыслить и высказываться звуками как самым естественным образом. Хотя в профессиональную музыку Топорков пришел довольно поздно, однако, вероятно, как и Глинка, будущий выдающийся симфонист Урала, почувствовав с раннего возраста влечение к музыке как "единственную и пламенную страсть", мог бы о себе сказать: "музыка – душа моя".

Христиансен Лев Львович

Христиансен Лев Львович
Родился 28 февраля (12 марта) 1910 г. в Пскове в семье служащего. В детстве и юности семья много переезжала: он жил с родителями в Хвалынске, Аткарске, Саратове, Красноармейске, Покровске (ныне Энгельс). В 1929 году Л.Л. Христиансен поступил в Саратовский музыкальный техникум и, окончив его в 1932-м, преподавал там же, был заведующим отдела народных инструментов. В 1938 он окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу М.С. Пикелиса. В 1939 г. вступил в члены ВКП(б), работал начальником Отдела музыкальных учреждений Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР (1939-1941), затем управляющим и художественным руководителем Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1941-1947 гг. руководил различными концертными организациями, в том числе был художественным руководителем филармонии в Свердловске. В 1943 г. организовал Уральский народный хор, художественным руководителем которого оставался до 1959 г. Участниками этого коллектива стали народные певцы - носители живых песенных традиций из сел Измоденово, Покровское, Катарач Свердловской области, привнесшие в репертуар хора песни своего края в их подлинном виде. Уральский народный хор начал активную гастрольную деятельность и в августе 1951 года триумфально выступил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В 1956 г. Л.Л. Христиансен был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.