E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Титанический труд завершён

Несколько лет назад (после выхода из печати 2-го тома «Хроники») автору настоящей статьи уже довелось подробно и по существу анализировать в рецензии, опубликованной на страницах нашего журнала, труд Михаила Мугинштейна, как с фактологической точки зрения, так и в методологическом ракурсе, отмечать среди важнейших его достоинств плодотворную повествовательную триаду: содержание – комментарий – воплощение. Нет смысла повторяться, как и выискивать недочеты 3-го тома. Главное в другом: Издание «Хроники мировой оперы» – воистину творческий подвиг Михаила Мугинштейна, беспрецедентное явление в оперном мире, значение которого трудно переоценить!

 

 

Свершилось – опубликован заключительный 3-й том «Хроники мировой оперы» Михаила Мугинштейна. Масштабный хронологический обзор 4-х вековой истории оперного искусства, развернувшейся перед читателем как величественная череда из четырех сотен лучших оперных произведений, представленных автором сквозь призму их сценической судьбы, завершен.

На публикацию этого воистину циклопического труда автору потребовалось 11 лет (1-й том «Хроники» вышел в 2005 году) и огромная многолетняя подготовительная работа. Особую, можно даже сказать уникальную ценность «Хронике», наряду с впечатляющим массивом исторических фактов, придает колоссальный зрительский опыт Мугинштейна – тысячи (без преувеличения) просмотренных им спектаклей в разных странах мира. Это обстоятельство прибавляет труду дополнительную чувственную достоверность, пускай и пропущенную сквозь горнило личности автора.

Противоречия объективного и субъективного взора в работах такого энциклопедического масштаба – неизбывная проблема, когда за нее берется один автор, а не коллектив. В этом есть свои плюсы и минусы. Однако неизбежный субъективизм и пристрастность в данном случае полностью компенсируется цельным эстетическим взглядом на такой сложный феномен, каковым является опера как культурная форма европейской цивилизации. Тем более, что индивидуальный подход Мугинштейна вполне убедительно огранен многими объективными критериями. Достаточно взглянуть на перечень опусов, удостоившихся чести быть включенными в число наилучших оперных шедевров, чтобы подтвердить этот вывод – он, практически, не вызывает возражений, за незначительными исключениями. И уже одно это – большая заслуга автора.

Конечно, всегда найдется оперный гурман, который будет сокрушаться, что в списке опер 19-го века не нашлось, например, места для произведений С.Меркаданте, К.Гомиша, К.Гольдмарка, в свое пользовавшихся большим успехом у публики, или весьма популярной «Федоры» Джордано, а среди сочинений 20-го столетия автор обошел стороной оперы Д'Альбера, Р.Дзандонаи или О.Респиги (перечень можно продолжить), упомянул лишь два произведения весьма плодовитого и удачливого Д.-К.Менотти, при этом сочтя достойными для включения в энциклопедию целых пять (!) опусов Ханса Вернера Хенце. Но вопросы эти, по большому счету, риторические – при любом отборе приходится «резать по живому».

Несколько лет назад (после выхода из печати 2-го тома «Хроники») автору настоящей статьи уже довелось подробно и по существу анализировать в рецензии, опубликованной на страницах нашего журнала, труд Михаила Мугинштейна, как с фактологической точки зрения, так и в методологическом ракурсе, отмечать среди важнейших его достоинств плодотворную повествовательную триаду: содержание – комментарий – воплощение. Нет смысла повторяться, как и выискивать недочеты 3-го тома. Главное в другом: Издание «Хроники мировой оперы» – воистину творческий подвиг Михаила Мугинштейна, беспрецедентное явление в оперном мире, значение которого трудно переоценить!

Текст Евгения Цодокова 

Источник: http://www.operanews.ru/16031401.html

21 мар 2016

Творческий состав

Калужникова Татьяна Ивановна

Калужникова Татьяна Ивановна
Доктор искусствоведения (2005), профессор кафедры теории музыки УГК (2006 г), руководитель кабинета народной музыки УГК, член СК РФ (1984)Автор многочисленных научных публикаций о фольклоре и русской профессиональной музыке, музыкально-критических статей о композиторах Урала в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", "Российская провинция", в местной печати. Автор монографии «Акустический текст ребенка» (Екатеринбург, 2005), книги «Улей, полный звенящих пчел» (Екатеринбург, 2007). Участник международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференций (Москва, Ленинград – Санкт-Петербург, Воронеж, Пермь, Екатеринбург и др.), Лауреат премии губернатора Свердловской области, стипендиат Министерства культуры Свердловской области (2008). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007) Лауреат Премии губернатора Свердловской области за книгу «Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала» (1997). Лауреат Премии губернатора Свердловской области за книги «Причитания и песни традиционной уральской свадьбы» и «Уральская свадьба» (2014) Лауреат Всероссийской литературной премии им. П. П. Бажова за книгу «Уральская свадьба» (2014) Обладатель грантов Президиума Уральского отделения РАН (1993), Президента РФ (1999).

Трамбицкий Виктор Николаевич

Трамбицкий Виктор Николаевич
Художественное мировоззрение Трамбицкого сформировалось в первые десятилетия XX века в контексте идей эпохи, предшествовавшей Октябрьской социалистической революции. Он ценил в искусстве идейную значительность замысла, глубину, благородство чувств и мыслей. Высокие этико-нравственные идеалы, которые композитор воспевал в своем творчестве, были присущи и его личности. Создание образов современников, литературных и исторических героев, которые бы заставили сопереживать воплощенному в операх, камерных и симфонических произведениях, – так можно определить главную цель творческих устремлений Трамбицкого. Индивидуальная система выразительных средств, выработанная Трамбицким, придавала своеобразие и неповторимость его почерку, отражавшему многогранность его дарования, – талант живописца, наличие цветного слуха. По словам Ю.Тюлина, музыкальный стиль Трамбицкого "чужд нарочитого оригинальничания и в то же время свободен от оков изжитого академизма, которые нередко стесняют полет фантазии композиторов старшего поколения".