E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Мезрина Вера Михайловна музыковед [род. в 1927 г.]

Родилась 3 марта 1927 в Ижевске. Окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу фортепиано проф. Б.С. Маранц (1949).  С 1948 г. стала работать концертмейстером в вокальных классах профессоров О.И. Егоровой, З.В. Щелоковой и З.Г. Тарасенко, а также в классе камерного пения проф. Б.И. Певзнера. С 1950 по 1955 г. училась  на историко-теоретическом отделении, которое окончила по классу Л.Л. Христиансена (дипломная работа – «Песни борьбы за мир»). Значительное воздействие на формирование молодого музыковеда оказали лекции В.Дж. Конен. В 1960 г. В.М. Мезрина поступила в аспирантуру к проф. В.Н. Трамбицкому для работы над  диссертационным исследованием «Тональные связи в оперной драматургии», которое не было завершено. На кафедре истории музыки В.М. Мезрина с 1955 г. вела курсы истории музыки, семинар по современной музыке и самостоятельно разработанный курс оперной драматургии, а на кафедре теории – курс анализа музыкальных форм (1969– 1969). Под ее руководством писали дипломные работы ныне известные уральские музыковеды: проф. УрГУ, д-р культурологии О.Л. Девятова; проф. УГК, канд. иск. В.А. Пальмова; проф. УГК, канд. иск. Л.П. Синявская; проф. УГК, канд. иск. Е. Рубаха; доц. УГК Е.А. Уфимцева; доц. института музыкального и художественного образования УрГПУ; канд. пед. наук Л.В. Романова; лекторы филармонии, заслуженные работники культуры РФ И.И. Нестерова и И.Г. Сендерова; театровед, член жюри фестиваля «Золотая маска» Л.В. Барыкина, – всего 49 выпускников. Параллельно с консерваторией В.М. Мезрина преподавала в средней специальной музыкальной школе-десятилетке при УГК (ныне Уральский муз. колледж), где у нее учились многие будущие теоретики и композиторы, в частности, канд. иск., засл. деятель искусств России, проф. консерватории, комп. М.А. Басок; секретарь ученого совета УГК, зав. кафедрой теории музыки, канд. иск., проф. УГК М.В. Городилова; канд. иск., член жюри фестиваля «Золотая маска», основатель международной оперной премии “Casta diva” М.Л. Мугинштейн. В конце 1950-х гг. в течение трех лет В.М. Мезрина была постоянным автором передач о классической и современной музыке на Свердловском радио. В качестве члена Союза композиторов России она была постоянным участником его творческой жизни. Ее материалы о творчестве уральских авторов регулярно публиковались в региональных и центральных изданиях. В 1972 г. В.М. Мезрина из консерватории перешла в Свердловскую государственную филармонию, где 20 лет проработала в качестве лектора-музыковеда. Ее деятельность на этом поприще отличалась высоким профессионализмом – безупречным вкусом, творческим подходом к разработке программ музыкального лектория, умением устанавливать контакт с самой различной аудиторией. В 1983 г., в связи с отъездом дочери на постоянное жительство в США, она была вынуждена покинуть Свердловскую филармонию и некоторое время работала в лекторийных бригадах Курганской филармонии. В середине 80-х гг. ею были написаны два оперных либретто для композитора К.А. Кацман – «Сон о белых горах» по повести В. Астафьева и «Сестры мои». С 1994 г. В.М. Мезрина живет в США, проводит лекции-концерты в дневном профилактории для пожилых людей.    

 

Публикации

Авторский концерт композитора Б.Д. Гибалина // Сов. муз. 1981. №10; Александр Григорьевич Фридлендер // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 65-72; Заметки с пленума уральцев (совм. с З. Визелем) // Сов. музыка. 1970. № 8. С. 22-26; Значение тональных связей в драматургических контрастах // Науч.-метод. зап. Урал. гос. консерватории. Вып. 5. Свердловск, 1963; Интонационный анализ партии Фигаро в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта // То же. Вып. 4. Свердловск, 1961; Итоги и надежды // Веч. Свердловск. 1982. 18 июня; Маргарита Александровна Кесарева // Компо­зиторы Урала. Вып. 2. (Рук. 1980); Николай Михайлович Хлопков // Уральская историческая энциклопедия. / УрО РАН, Ин-т истории и археологии; Гл. ред. В.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000; Оратория «Семь белых журавлей» // Ур. рабочий. 1970. 24 дек.; Певзнер Борис Ильич // Мезрина В.М., Сокольская Ж.А. Екатеринбург: энциклопедия. Екатеринбург, 2002. С. 430–431; Пишет, как чувствует (о IV симфонии Г. Топоркова) // Сов. музыка. 1968. № 5; По страницам уральского фольклора // Сов. музыка. 1971. № 5; Так много вспоминается... // Ур. рабочий. 1981. 23 апр; Творчество уральских композиторов // Творчество: альманах. М., 1971; Этого забыть нельзя // Сов. музыка. 1970. № 5; Ян Вутирас // Урал. 1961. № 2.

 

Библиография

Мышкина З. Ее все любили, любят и будут любить // Мышкина З. Люблю гармонию. Екатеринбург, 2000. С. 269-272; Она же. Музыка – отрада и счастье моей жизни. Екатеринбург, 2009. С. 202-205; Рубаха Е. Вера Михайловна Мезрина // УГК имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 170-172.

Полный список имён