E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Кобекин Владимир Александрович композитор [род. в 1947 г.]

Родился 22 июля 1947 г. в г. Березники Пермской области. С детства проявлял склонность к сочинению музыки. Окончил музыкальную школу в г. Березники и Березниковское музыкальное училище как пианист (1965). Последующие три года обучался на фортепианном отделении Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (класс М.Г. Богомаз). После ряда успешных выступлений с собственными сочинениями в Свердловске и Ленинграде в 1968 г. перевелся в Ленинградскую консерваторию на композиторское отделение в класс С.М. Слонимского. По окончании консерватории (1971) возвратился на Урал и начал преподавательскую деятельность в Уральской консерватории на кафедре композиции (1971–1980; 1992–2010), с 2008 г. – профессор этой кафедры. Для студентов-композиторов им разработан курс «Основы мелодики». Среди учеников В.А. Кобекина – лауреат Всероссийского фестиваля молодых композиторов «Опус первый», конкурса Мариинского театра на сочинение оперы по произведениям Н.В. Гоголя  А. Беспалова (2006); руководитель молодежной секции Уральского отделения Союза композиторов России А. Жемчужников (2003).

 

В творчестве композитора центральное место занимают произведения для музыкального театра. В.А. Кобекин является автором значительного числа опер, большинство которых увидели свет рампы в театрах России и Германии. «Лебединая песнь», «Дневник сумасшедшего» (1980) и «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана» (1989) шли на сцене Московского камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского, «Сапожки» (1982) ставились на Свердловском телевидении (реж. И. Ширяева, дир. Е. Бражник), «Пугачев» (1983) – в Ленинградском академическом малом театре оперы и балета (реж. С. Гаудасинский, дир. В. Кожин). Значительным достижением отечественного музыкального театра стал спектакль Свердловского академического театра оперы и балета им. А. Луначарского «Пророк» (1987), получивший Государственную премию СССР (реж. А. Титель, дир. Е. Бражник). Позднее этот же театр обратился к партитурам опер «Шут и король», «Счастливый принц» (1991 г. – режиссерские дебюты композитора) и «Колдовская сказка» (1992). На фестивале «Сакро-арт» (Локкум, Фрайбург, Германия) была поставлена одноактная опера «Н.Ф.Б.» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» (1995, реж. К. Гинкас, дир. А. Чистяков), прозвучали оперы «Молодой Давид» и «Моисей» (1997; 1999, дир. Е. Бражник). «Молодой Давид» стал серьезным успехом Новосибирского академического театра оперы и балета (1998, реж. А. Черняков, дир. А. Людмилин, премия «Золотая маска» за 2000 г.). Моноопера «Моисей» (1999) вошла в репертуар московской «Геликон-оперы» (реж. Д. Бертман). За оперу «Маргарита», поставленную в Саратовском академическом театре оперы и балета (2007, дир. Ю. Кочнев, реж. Д. Исаичев), В.А. Кобекин получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа композитора» (2008). В декабре 2007 г. в Москве были впервые показаны две оперы – «Александр Македонский» и «Кудангса Великий», написанные по заказу якутского театра по мотивам рассказов основоположника якутской литературы Платона Ойунского. Совсем недавно Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил созданную еще в 2001 г. оперу «Гамлет (датский) (российская) комедия» (ноябрь 2008, дир. Ф. Коробов, реж. А. Титель; «Золотая маска», 2010). В музыкальном театре имени Н. Сац прошла премьера оперы «Принцесса и свинопас» (март 2011, дир. К. Хватынец, реж. В. Меркулов).

 

Симфоническую инструментальную музыку В.А. Кобекина отличает масштабность замыслов и сложная ассоциативность образов, нередко связанных с сюжетами Священного Писания и различными явлениями мировой культуры. Помимо многочисленных фестивалей в городах России, его произведения исполнялись в Англии, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Чехии, занимали призовые места на престижных конкурсах: Каприччио для фортепиано «В красном и синем» (III премия, II международный конкурс имени С. Прокофьева, С.-Петербург, 1995); симфоническая картина «Золотые купола» (III премия, конкурс композиторов имени А. Петрова, С.-Петербург, 2007); фортепианный концерт (III премия, V междунар. конкурс имени С. Прокофьева), «Сказка про репку» (I премия, Второй открытый Всероссийский конкурса композиторов на создание симфонических произведений для детей и юношества «Петя и Волк-2010», Екатеринбург, 2010). В.А. Кобекин неоднократно избирался в правление Уральской организации Союза композиторов России, был заместителем председателя (1984–1988), председателем (1992–1995) и сопредседателем (2001–2006, совместно с Л.И. Гуревичем) этого творческого содружества. В настоящее время входит в секретариат Союза композиторов России (куратор региона Урала и Зауралья). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).

                           

СОЧИНЕНИЯ

 

Произведения для музыкального театра

1978

«Лебединая песня», оп. в 1 д. по одноим. драм. этюду А. Чехова, либр. комп.

п-ра; кл.

БГ (к.р.)

40'

1980

«Дневник сумасшедшего», оп. в 1 д. по одноим. повести Лу Синя, либр.комп.

п-ра; кл.

ББ (к.р.); БГ (к.р.)

50'

1981

«Сапожки», оп. в 1 д. по расск. В. Шукшина, либр. комп.

п-ра; кл.

 

УЧ (к.р.)

50'

1982

«Пугачев», оп. в 2 д. по поэме С. Есенина, либр. комп.

п-ра; кл.

 

120'

1983

«Пророк», оп. триптих по трагедиям А. Пушкина

п-ра; кл.

БГ (к.р.)

М.: Комп., 1995; УГК

150'

1984

«Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана», оп. в 2 д. по поэме С. Кирсанова, либр. комп.

п-ра; кл.

БГ (к.р.)

120'

1988

«Крещение Руси», оп. в 2 д., либр. комп. по мотивам летописей и нар. сказаний

п-ра; кл.

 

120'

1989

«Шут и король», оп. в 1 д. по пьесе М. де Гельдероде «Эскориал», либр. комп.

п-ра; кл.

БГ (к.р.)

60'

1991

«Счастливый принц», оп. в 1 д. по сказке О. Уайльда, либр. А. Парина

п-ра; кл.

 

50'

1992

«Колдовская сказка», оп. для детей в 2 д., либр. комп.

п-ра; кл.

БГ (к.р.)

100'

1995

«Н.Ф.Б.», оп. по роману «Идиот» Ф.Достоевского, либр. А. Парина

п-ра; кл.

БГ (к.р.)

90'

1997

«Молодой Давид», оп. в 2 д., либр. А. Парина по Ветхому Завету

п-ра; кл.

БГ (к.р.)

90'

1999

«Моисей», оп. в 1 д. для баса и фп, либр. А. Парина по Ветхому Завету

кл.

УГК (р.)

50'

2001

«Гамлет (датский) (российская) комедия», оп. в 2 д. по пьесе А. Застырца «Гамлет», либр. комп.

п-ра; кл.

 

120'

2003

«Холстомер», оп. в 2 д. по одноим. расск. Л. Толстого, либр. комп.

п-ра; кл.

 

120'

2005

«Маргарита», оп.-мюзикл в 2 д., либр. Е. Фридмана по мотивам нем. нар. легенд о докторе Фаусте

п-ра; кл.

 

120'

2006

«Александр Македонский», оп. в 1 д. по одноим. расск. П. Ойунского, либр. А. Застырца

п-ра; кл.

 

90'

2007

«Кудангса Великий», оп. в 1 д. по одноим. расск. П. Ойунского, либр. А. Застырца

п-ра; кл.

 

70'

2007

«Арденский лес», оп. в 2 д. по комед. У. Шекспира «Как вам это понравится», либр. комп.; др. назв. «Ну как вам это нравится!»

п-ра; кл.

 

БГ (к.р.)

120'

2008

«Ах, наш милый Андерсен, Андерсен, Андерсен», оп. в 2 д. по мотивам сказок Г.Х. Андерсена, либр. Р. Сац и В. Рябова (др. название «Принцесса и свинопас»)

п-ра; кл.

 

120'

б/д

«Интермедия о Дон Гуане», либр. В. Кобекина по «Каменному гостю»  Пушкина: версия для камер. состава орк.

п-ра

БГ (к.р.)

 

 

Симфонические произведения

1979

Симфония с тремя сол. для больш. симф. орк. в 2 ч.

п-ра

БГ (к.р.)

25'

1985

Вариации на тему Ф.Г.Лорки для фп с орк.

п-ра

 

20'

1985

«Благовест» для 2 фп с орк.

п-ра

ББ (р.а.)

12'

1986

Симфония в 3 песнях для больш. симф. орк.

п-ра

ББ (р.)

33'

1986

Концерт для гобоя с орк. в 3 ч.

п-ра

БГ (к.р.)

18'

1988

«Языческие песни», конц. для виолонч. с орк.

п-ра

ББ (р.а.)

 

1991

«Несение Креста» для стр., 2 фп и литавр

п-ра

БГ (к.р.)

15'

1997

Концерт для виолонч. и стр. орк.

п-ра

УГК; МКОБ

18'

1998

«Голгофа», симф. для камер. орк.

п-ра

ББ (р.а.)

 

2001

«Токката камней («Время собирать камни и время разбрасывать камни»)» для стр. орк. и альт-сакс. ad libitum

п-ра

 

15'

2001

«Кортеж трех царей» для больш. симф. орк.

п-ра

 

15'

2002

Концерт для виолонч. с орк. № 2

п-ра

ББ (р.а.)

20'

2002

Короткие пьесы для стр. орк.: «Ночь», «Недотыкомка», «Dolcissimo», «Драма», «Misterioso», «Немножко нервно», «Феникс и голубка»

п-ра

 

6'

2003

«Всадник» для больш. симф. орк.

п-ра

 

7'

2005

Концертная фантазия для виолонч. и стр. орк. на тему рус. нар. песни «То не пава»

п-ра

кл.

МКОБ

Екатеринбург: УрОСКР, 2005; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ;

10'

2006

«Из Моцарта нам что-нибудь» для стр. орк.

п-ра

 

4'

2006

«Бесы. Седьмое сентября» для больш. симф. орк.

п-ра

БГ (к.р.)

16'

2006

«Новые приключения отважного колобка» для больш. симф. орк. и чтеца

п-ра

 

29'

2007

«Золотые купола» для больш. симф. орк.

п-ра

 

14'

2009

Бурлеска («Вакханки») для виолонч. и симф. орк.

п-ра

 

6’

2010

«Сказка про Репку», инстр. театр для 7 музыкантов и орк.

п-ра

 

 

 

Хоровые произведения

1979

«Панта рей», семь изречений Гераклита Эфесского для хора а’ cappella

п-ра

 

14'

1989

«Аника-воин и смерть» для хора а’ cappella на ст. С. Кирсанова

п-ра

 

15'

1997

«Екатеринбург», кант для сол., чтеца, дет. и смеш. хоров и симф. орк. на ст. А. Застырца.

п-ра

кл.

БГ (к.р.)

18'

1998

«Екатеринбургские элегии». Тетр.3  для хора а’ cappella в 4 ч. на ст. А. Застырца: «Над городом», «Весенний сонет»

п-ра

ББ (р.); УГК (к.р.)

16'

б/д

«Баня», муз. буффон. по расск. М. Зощенко для сол. и хора

кл.

БГ (к.р.)

 

б/д

«Из истории Пугачева», пять симф. карт. для чтеца, меццо-сопр. и большого симф. орк.

п-ра

БГ (к.р.)

 

б/д

«К друзьям», застол. песни на ст. А. Пушкина для сол., хора и орк.

 

БГ (к.р.)

 

 

Камерно-инструментальные произведения

1974

Двойные вариации для скр. и подвешенной тарелки

 

// Новые соч. сов. комп. Вып. 3. М.: Сов. комп., 1980; УГК

12'

1976

15 казах. песен для фп

.

// Конц. произв. сов. комп. Вып. 9. М.: Сов. комп., 1980; УГК

12'

1980

«Деревенская тетрадь», прелюдии для фп

.

// Концертные пьесы сов. комп. Вып.11.: М.: Музыка, 1981; УГК

12'

1982

Вариации на тему Даргомыжского для фп

 

// Концертные произв. сов. комп. Вып 5.: М.: Музыка, 1985; ББ; УГК

13'

1983

Двенадцать пьес для детей для фп

 

// Начинающему пианисту: Пьесы совр. комп. Вып 3. М.: Музыка, 1983.

7'

1988

Три элегии для стр. кварт.

п-ра

ББ (р.а.)

 

1988

Соната для скр. и фп

 

ББ (р.а.)

 

1989

«Из первых летописей», девять пьес для фп: «Призыв», «Дружина Святослава», «Лодьи на рассвете», «Куря – князь печенежский», «Византийцы», «Хоровод», «Монахи- воины», «Всадники в степи», «Ночь»

 

ББ (р.а.)

21'

1989

«Соната памяти Павла Флоренского (Соловки)» для скр. соло

 

ББ (р.а.)

12'

1989

«Уход и возвращение», соната для скр.и фп

 

 

12'

1989

Праздник-соната для фп

 

ББ (р.а.)

17'

1990

Пастораль-соната для фагота и фп

 

ББ (р.а.)

 

1991

«Шут, Плут и Дурак», соната для двух фп

 

ББ (р.а.)

13'

1991

«Феофан Грек», соната для фп

 

ББ (р.а.)

12'

1991

«Песнь кифареда» для флейты соло

 

 

3'

1991

Вариации на тему Генделя для двух фп

 

ББ (р.а.)

 

1991

«Большой хоровод», концерт для

фп в 4 руки и ударн.

 

ББ (р.а.)

 

1992

«Три античных напева» для скр. соло (tamburino)

 

 

6'

1993

«Лесными тропами» для флейты соло

 

ББ (р.) - 1994

9'

1993

Три сонаты Нового Завета: «Соната пастухов», «Соната пустыни», «Соната Крестного пути» для фп

 

1) Екатеринбург: УрОСКР, 2000; 2-3) ББ (р.а.); УГК (к.р.)

35'

1993

«Колокольчики», фантазия для флейты и фп

 

ББ (р.а.)

 

1993

«Праздник», фантазия для двух фп

 

ББ (р.а.)

 

1994

«Екатеринбургские элегии». Тетр. 1 для флейты и фп в 4 ч.: «Вечерний путь», «У мостиков в парке», «Ветер и птицы», «Утро на верхнем пруду»

.

М.: Комп., 2001; ББ

№4 – ББ (р.а.); УГК

27'

1994

«Веле! Веле!». Игра для фп в 4 руки и чтеца на ст. В. Хлебникова; вар. для двух фп

 

 

ББ (р.а.)

13'

1994

«Праздник для двоих» для баяна и ударн.

 

 

9'

1994

Рапсодия для виолонч. соло

 

ББ (к.р.)

 

1995

Фортепианный альбом для детей: Семь пьес [цикл]: «Хоровод», «Всадник» «Ария», «Странники», «Вечерняя музыка», «Вечное движение», «Музыка ночи». Три фуги [цикл]: «Набат», «Лесная поляна», «Радуйтеся!». Пять этюдов [цикл]: «Вьюга за окнами», «Репетиции», «Назойливая муха», «Световые переливы», «Юла». Вариации на тему И. Гайдна, Сонатина

.

Екатеринбург: УрОСКР, 1995; М.: Комп., 1996; ББ (р.); УЧ

27'

1995

«Дамаскин-соната» для виолонч. и фп

 

ББ (р.а.)

14'

1996

«В красном и синем», каприч. для фп в 2 ч.

 

 

10'

1996

Из сюиты для фп «В арденском лесу»: «Волынка», «Игры», «Раненый олень»

 

//Пьесы урал. комп. для фп. М.: Сов. комп., 1992.; ББ; УГК; УрГПУ

 

1998

«При свете пламени», концерт. фантазия для фп

 

УГК (р.а.)

12'

2000

«Стрижи», концерт. фантазия для фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2003; АСК; ББ; УГК (р.а.); УЧ

7'

2000

Четыре прелюдии для фп: «Рассвет», «Всадники», «Мелодия», «Снежная пляска»

.

Екатеринбург: УрОСКР, 2000; АСК; ББ; УГК

 

2000

Пьесы для фп в 4 руки: «Гренадеры», «Хоровод осенних листьев», «Тихая обитель», «Скифы»

.

Екатеринбург, 2002; АСК; ББ; УГК; УЧ

15'

2000

«Н.Ф.Б.-сюита» для стр. кварт. и фагота

п-ра

 

22'

2001

«В магическом круге». 1-я версия для виолонч. соло; 2- я версия для скр. соло

 

УГК (к.р.)

7'

2001

«Nomos» для стр. кварт.

 

 

10'

2001

Шесть коротких пьес для стр. кварт.

п-ра

 

6'

2001

2002

«Сафо I» для альт-сакс. соло

«Сафо II» для виолонч. и фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2004; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ

6'

5'

2002

«Мир Велемира», муз. извлеч. из творений В. Хлебникова для декламатора и 5 сакс.

 

 

20'

2002

«Плач Иеремии» для альт-сакс. соло и ноты ре в записи

 

 

10'

2002

«Песня слепого лирника» и «Русский танец» для виолонч. и фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2002; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ

 

2003

Три пьесы для кварт. сакс.: «Феникс и голубка», «Немного нервно», «Маленькая ночная серенада»

п-ра

 

4'

2003

«Вверх по спирали», 1-я версия для альт-сакс. и фп; 2-я версия для скр. и фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2005; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ

6'

2003

«Романтический эскиз» для альт-сакс. и фп

 

 

6'

2003

«Над вечным покоем» для альт-сакс. и фп

 

 

6'

2003

«Городской романс» для альт-сакс. и фп

 

 

4'?'

2003

«Токката для Даниила Хармса» для альт-сакс. и фп

 

 

6'

2003

«И жизнь хороша! И жить хорошо!», регтайм для фп

 

 

5'

2003

«…Ни о чем никогда никому…», блюз для фп

 

 

4'

2004

«С Востока на Запад», концерт-фантаз. для фп

 

 

6'

2004

Четыре концертных этюда для виолонч. соло

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2006; АСК (к.р.); ББ (ред. С. Пешкова); УГК; УЧ

15'

2007

Гальярда для виолонч. соло (tamburino)

 

 

3'

2007

«Романтическая музыка» для виолонч. и фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2007; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ

 

б/д

«Пять мимолетных картинок для баяна» (исп. ред. Ю. Клюкина)

 

АСК (р.)

 

б/д

«Постой! Здесь хорошо!» для фп

 

ББ (р.а.)

 

б/д

Две элегии из цикла «Екатеринбургские элегии» для фп в 2 и 4 руки

 

ББ (р.а.)

 

б/д

Вариации на петровский кант для фп

 

ББ (р.а.)

 

б/д

«Античные напевы I» для скр.:

«Плач Орфея (Эпибат)»; «Песня флейты»;

«Вакханки (Бакхий)»

 

ББ (р.а.)

 

б/д

Ария для виолонч. и фп

 

УГК (к.р.)

 

 

Камерно-вокальные произведения

1975

Элегия в 5 ч. на ст. Н. Рериха. 1-я версия для баритона, виолонч. и фп; 2-я версия для баса, виолонч. и фп

 

// Произв. для голоса и камер. анс. Вып. 2. М.: Сов комп., 1983

25'

1993

«Иду в неведомый мне путь», элегия  для тенора, виолонч.и фп на ст. А. Толстого

 

ББ (р.а.) –1992

10'

1995

«Екатеринбургские элегии». Тетр. 2 для муж. сопр., меццо-сопр., флейты, фагота и фп в 8 ч. на ст. А. Фета.

 

 

40'

1996

«Песнь Песней» для муж. сопр., двух сопр. и инстр. анс. в 7 ч.

 

 

65'

 

Дискография

Симфония с тремя сол. и Элегия в 5 ч. на ст. Н. Рериха.

Мелодия, С-10-1796-70, 1983.

Исп. Гос. акад. симф. орк. СССР, дир. В. Вербицкий; В. Кобекин (фп) и др.; зап. 1981 г.

«Панта Рей». Семь изречений Гераклита Эфесского для хора

Мелодия, С-10-21409-001, 1984.

Перм. камер. хор, дир. Владислав Новик; зап. 1984 г.

«Песнь Песней»

Студия «Урал», UL 98653.

О. Рябец (муж. сопр.); Е. Вознесенская (сопр.); Е. Лисенкова (сопр.); дир. Е. Бражник; Камер. анс.: А. Доркин (флейта); В. Гусельников (валторна); И. Паращук (сакс.); С. Уманская (скр.); О. Горелова (скр.); Л. Соколова (альт); С. Пешков (виолонч.)

Концерт для виолонч. и стр. орк.

Студия «Урал», UL 98608

Екатеринб. муницип. камер. орк. BACH, дир. Энхе; С. Пешков (виолонч.)

Кантата «Екатеринбург» и «Екатеринбургские элегии» (3-я тетр.) для хора

Студия «Урал», UL 98607

Екатеринб. муницип. хор «Доместик», дир. В. Копанев

«Седьмое сентября. Бесы» для симф. орк.

СD «40 лет Союзу комп. России. 60 лет урал. музыки». Студия «Урал», UL

Урал. акад. симф. орк., дир. Д. Лисс

«Всадник» для симф. орк.

CD «Симф. музыка урал. комп». Студия «Урал», UL

Урал. акад. симф. орк., дир. Д. Лисс

«Мир Велемира»

СD 1 «Камер. музыка урал. комп.»

Студия «Урал», UL

Инстр. анс. под рук. И. Паращука

«Праздник для двоих»

СD «Cinema». Сер. «Российские виртуозы» – Студия записи: РАО, Silen

Ф. Липс (баян), М. Пекарский (ударн.)

 

Статьи и интервью о музыке:Кое-что об опере // Сов. муз. 1987. № 7; Мелодизм — развитие — суггестия. Беседы с композитором // Муз. академия. 1993. № 1; Загадка Орфея // Муз. академия. 1995. № 3; Н.Ф.Б. — Идиот // «Opern Welt» (ФРГ). 1995. № 10; «Мир суггестии — суггестия мира», «Суггестия. Спонтанность»// НИО УГК № 2734, 2768; Пространство творчества: излучения и перезвоны // Региональное композиторское творчество в контексте современного музыкознания: Мат-лы науч.-практ. конф. Пятого пленума Челяб. отд. СК России. Челябинск 2005; С появлением искусственных алмазов настоящие подорожали: Интервью с Владимиром Кобекиным – Л. Барыкина //  Эксперт-Урал. 2007. 24 дек.; Энергия музыкальных структур: теория и практика // Музыка в системе культуры: Сб. статей. Вып. 3: Теоретические и исторические проблемы музыкознания / УГК им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2008; Большое событие // Муз. академия. 2010.  № 3. С. 10-11.

 

Библиография

Ангелов Т.Звездный час в церкви Локкума. Сакро-арт 95: Камерная опера Владимира Кобекина «Н.Ф.Б.» с выдающимися исполнителями // Die Woche (ФРГ). 1995. 9 авг.; Афанасьева А. Саратовцы опередили столичных звезд. Саратовскому театру оперы и балета присудили престижную «Золотую Маску» // Комс. правда. 2008. 16 апр.; Бабалова М. Клистир для Гамлета. Состоялась мировая премьера оперы екатеринб. авт. Владимира Кобекина «Гамлет (датский). (российская) комедия» // Известия. 2008. 18 нояб.; Бедерова Ю. «Семь шагов», «Шесть ступеней» и другие игры фестиваля Sacro art-97» // Мариинский театр. 1997. № 7-8; Баева А. Оперный триптих «Пророк» В.А. Кобекина // Музыка России: альманах. М.: Сов. комп., 1989. Вып. 8. С. 111–135; Булычева А. Прозревая незримое // Мариинский театр. 1999; Велижева Н. Симфония земляка // Ур. рабочий. 1976. 14 янв.; Вильнер Н. Многообещающее начало // Сов. муз. 1977. № 3. С. 39–40; Она же.Приглашение к диалогу // Ур. рабочий. 1984. 13 окт.; Она же.Соприкосновение с Пушкиным. // Сов. муз. 1985. № 10; Гайкович М. О двух героях замолвили слово: премьера одноактных опер Владимира Кобекина по рассказам основоположника якутской литературы Платона Ойунского // Независимая газета. 2007. 12 дек.; Она же. Японский бог! Вот это русский Гамлет! Мировая премьера оперы Владимира Кобекина в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко // Независимая газета. 2008. 20 нояб.; Галушко М. От партитуры к постановке [о новой опере В.А. Кобекина «Пугачев»] // Сов. муз. 1984. № 12. С. 62–68; Горбовец Л. В. Кобекин. «Деревенская тетрадь» (К проблеме интерпретации современной музыки) // Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 114. М., 1990; Она же. Особенности фортепианного стиля В. Кобекина // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 309-312; Она же. Фортепианная музыка композиторов Екатеринбурга: проблемы интерпретации. Екатеринбург, 2007. С. 66-76; 90-105; Гребнев Б. Радость встречи // Веч. Свердл. 1987. 4 мая; Гучмазова Л. Как бы Гамлет. Мировая премьера хулиганской оперы в МАМТе // Итоги. 2008. 24 нояб.; Девятова О. Магия музыки. К 60-летию В.А. Кобекина // УРФО. 2007. № 8-9; Журавлев В. Камень для Голиафа. В Новосибирске поставили оперу «Молодой Давид» Владимира Кобекина // Известия. 1999. 23 марта; Закс Л. «И видеть жизнь и смерть...» // На смену. 1984. 17 окт.; Зетель И. Свежий голос молодости // Веч. Свердл. 1984. 18 июля; Измайлова Е. Фестиваль смелых.  идей и решений, постановок и концертных программ, проектов и акций, взглядов и оценок // Волга XXI век. 2007. № 5-6;  Кичин В. Признание (На соискание Гос. премии СССР) // Сов. культура. 1986. 22 июля; Коглер Х. Психологический триллер с религиозным содержанием. Кобекин: Н.Ф.Б. — «Идиот» // Opern Welt (ФРГ).  1995. № 10; Колесова Н. Бомж из Эльсинора. «Гамлет, принц датский, российская комедия» – название пьесы и подзаголовок самой нескучной, мягко говоря, оперной постановки нынешнего сезона // Планета Красота. 2009. № 1-2; Кордунер А. Вызов не ради вызова. Свердл. театр оперы и балета, «Пророк» // Театр. жизнь. 1985. №1; Корев Ю. Дыхание оперы // Правда. 1986. 22 сент.; Коробков С. Поэт перед лицом судьбы // Театр. 1986. №10; Крылова М. «Ни фига себе любовник». В Музыкальном театре поставили «Гамлета» на молодежном сленге // Новые известия. 2008. 17 нояб.; Манаева О. К сердцу слушателя // Ур. рабочий. 1979. 16 нояб.; Морозов Д. Датский принц из Азиопы. Мировая премьера в Театре Станиславского и Немировича-Данченко // Культура. 2008. 27 нояб.; Он же. Открытый сосуд олонхо. В Москве прошла мировая премьера якутских опер Владимира Кобекина // Культура. 2007. 20-26 дек.; Он же. «Восстань, Пророк...» // Известия. 1984. 17 авг.; Мугинштейн М. «...И каждый миг — частичка бытия» // На смену. 1983. 26 апр.; Муравьева И. Была не была: В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко подготовили мировую премьеру оперы «Гамлет» Владимира Кобекина // Рос. газета. 2008. 12 нояб.; Она же. Опера с роком. В Саратове открылся ХХ Собиновский музыкальный фестиваль // Рос. газета. 2007. 24 мая; Она же. Чуб, чуб, чуб Гамлета! В Москве спели не по Шекспиру // Рос. газета. 2008. 21 нояб.; Муравьева И., Седов Я. Голос древности. Дни Якутии в Москве завершились оперой-олонхо // Рос. газета. 2007. 11 дек.; Нестьева М. В союзе с композитором // Сов. муз. 1985. № 8; Она же. Советская опера 70–80-х   (на примере некоторых образцов многоакт. оперы) // Музыкальный театр. События. Проблемы: Сб. науч. тр. / Ин-т искусствозн. М, 1990; Нименский А. Владимир Александрович Кобекин // УГК им. М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 103-105; Новоселова Е. В диалоге с Фаустом // Муз. академия. 2007. № 4; Павлова Т. «Александр Македонский» и «Кудангса» в Новой опере // Муз. обозрение. 2008. № 1; Парин А. Духовной жаждою томим... Размышления об оперных спектаклях Свердловского театра оперы и балета им. Луначарского // Муз. жизнь. 1987. № 23; Он же. Фантом русской оперы // Сов. культура. 1990. 14 июля; Поплавский Г. С думой о народе. Новые спектакли Ленинградского театра оперы и балета. «Пугачев» //  Театр. жизнь. 1984. № 24; Поспелов П. Золотая маска-2000. Ч. 2: Опера и оперетта // Рос. журнал. 2000. № 4; Он же. Трагедия не боится смеха, а комедия – крови и слез // Ведомости. 2008. 19 нояб.; Потапова Н. Родом из старых легенд //Муз. жизнь. 2007. № 8 (об опере «Маргарита»); Преображенская Ю. Тихая музыкальная революция. В Локкуме открылся  фестиваль «Сакро-арт 97» – опера, балет, музыка и литература Восточной Европы // Сегодня. 1997. 2 авг.; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 174-194; Растворова Н. Владимир Александрович Кобекин // Композиторы Екатеринбурга.  Екатеринбург, 1998. С. 265-271; Она же. В поисках сакрального: творчество В. Кобекина в контексте духовных устремлений уральской композиторской школы // Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 7-9; Она же. О концепции новой мелодики уральского композитора Владимира Кобекина // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22. С. 177-182; Она же. Единство в многообразии // О поэтике музыкального театра Владимира Кобекина // Муз. академия. 1999. № 3; Она же. Творчество В.А. Кобекина в диалоге с петербургской музыкальной традицией // История музыкальных контактов: Санкт-Петербург – Екатеринбург: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2003; Она же. Сюжеты и образы творчества Владимира Кобекина // Композитор в современном мире: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГАКиИ, 2009; Она же. Кортеж трех царей Владимира Кобекина (к вопросу о претворении традиций русского программного симфонизма) // Уральская музыка в контексте современной культуры: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2009: Растворова Н., Серебрякова Л. Владимир Кобекин // Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов – Урал LTD, 2001; Роев Ю. Обретенное единство. На спектаклях Камерного муз. театра // Театр. 1981. №4; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34;Романцова Р. Гамлет из-под ног. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Владимира Кобекина «Гамлет» // Газета. 2008. 17 нояб.; Она же. Интервью с Владимиром Кобекиным // Газета. 2007. 12 дек.; Ромах С. Опера «Маргарита» В. Кобекина на сцене Саратовского театра оперы и балета // Музыка и время. 2008. № 1. С. 29-30. ( Концерты и фестивали); Савенко С. Наши снова все тут. В Германии. Sacro-art по-русски // Лит. газета. 1995. 30 авг.; Селицкий А. Советская моноопера: транформация родовых признаков жанра // Музыкальный театр. События. Проблемы: Сб. науч. тр. / Ин-т искусствозн. М, 1990; Семеновский В. Драма, выраженная музыкой // Правда. 1987. 14 сент.; Сендерова И. Дерзание молодости. Заметки о новых работах Сверд­ловского театра оперы и балета // Сов. Россия. 1984. 30 нояб.; Она же.Навеяно гением Пушкина // Веч. Свердл. 1984. 13 окт.; Серебрякова Л. Владимир Александрович Кобекин // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 180-184; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 202-222; Сокольская Ж. Лебединая песня // Муз. жизнь. 1982; Ходнев С. Александр Македонский дошел до Якутии. Музыка Владимира Кобекина на сцене «Новой оперы» // Коммерсантъ. 2007. 12 дек.; Он же. Шекспир – это по-нашему. «Гамлет» Владимира Кобекина в Музтеатре Станиславского // Коммерсант. 2008. 17 нояб.; Черевань С. Клеймо для Гретхен и ее оправдание. Премьера оперы екатеринбургского композитора В. Кобекина на сцене театра // Муз. академия. 2007. № 4.

Полный список имён