E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Христиансен Лев Львович музыковед [1910-1985]

Родился 28 февраля (12 марта) 1910 г. в Пскове в семье служащего. В детстве и юности семья много переезжала: он жил с родителями в Хвалынске, Аткарске, Саратове, Красноармейске, Покровске (ныне Энгельс). В 1929 году Л.Л. Христиансен поступил в Саратовский музыкальный техникум и, окончив его в 1932-м, преподавал там же, был заведующим отдела народных инструментов. В 1938 он окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу М.С. Пикелиса. В 1939 г. вступил в члены ВКП(б), работал начальником Отдела музыкальных учреждений Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР (1939-1941), затем управляющим и художественным руководителем Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1941-1947 гг. руководил различными концертными организациями, в том числе был художественным руководителем филармонии в Свердловске. В 1943 г. организовал Уральский народный хор, художественным руководителем которого оставался до 1959 г. Участниками этого коллектива стали народные певцы - носители живых песенных традиций из сел Измоденово, Покровское, Катарач Свердловской области, привнесшие в репертуар хора песни своего края в их подлинном виде. Уральский народный хор начал активную гастрольную деятельность и в августе 1951 года триумфально выступил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В 1956 г. Л.Л. Христиансен был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.

 

Л.Л. Христиансен положил начало целенаправленной профессиональной деятельности по записи, изучению и концертному исполнению уральского музыкального фольклора. Он организовал большую серию фольклорных экспедиций (собственноручно им собрано и обработано свыше двух тысяч напевов). На базе собранных материалов им были созданы песенные сборники двух типов - научные и репертуарные. К первому типу принадлежит собрание «Уральские народные песни» (М., 1961), которое объединяет записи, сделанные на протяжении 1943-1957 гг. в трех областях Урала - Пермской, Свердловской, Челябинской, и неизданная работа «Обряд русской народной свадьбы на Урале. Описание обряда с приложением записей слов и музыки обрядовых свадебных песен Пермской, Свердловской и Челябинской областей» (1971). К сборникам второго типа относятся собрания, адресованные, прежде всего, самодеятельным хоровым коллективам. В них включены в основном песни из репертуара Уральского народного хора, и наряду с фольклорными образцами Пермской, Свердловской и Челябинской областей они содержали также произведения профессиональных свердловских композиторов и участников семинаров народных сказителей и певцов.

 

На протяжении 1943-1944 и 1949-1958 гг. Л.Л. Христиансен преподавал историю музыки и народное музыкальное творчество в Уральской консерватории, где пользовался большим авторитетом и оказал значительное влияние на творческое становление таких впоследствии известных композиторов как В.И. Горячих, М.А. Кесарева, В.Д. Биберган. По классу Л.Л. Христиансена окончила консерваторию музыковед В.М. Мезрина. В 1958 г. Л.Л. Христиансен успешно защищает кандидатскую диссертацию «К вопросу о современной стадии русского на­родного музыкального творчества: исследование на материале народных песен, записанных в 1930 - 1949 г.». В 1959 г. он переезжает в Саратов. С этим городом и с Саратовской консерваторией будет связан последний период его жизни, вплоть до кончины, последовавшей 13 октября 1985 г. С 1959 по 1964 г. он являлся ректором Саратовской консерватории, с 1960 г. - доцентом кафедры истории музыки, с 1967 г. - заведующим отделением руководителей народного хора, с 1977 г. - профессором кафедры хорового дирижирования. В 1979 г. он был назначен заместителем председателя художественно-методического совета по профессиональным национальным коллективам Министерства культуры РСФСР. Как музыкально-общественный деятель, он входил в состав советских делегаций Международного конгресса этнографов и Международного совета ЮНЕСКО, участвовал в научных конференциях в Будапеште, Берлине, Бухаресте, Софии. В память Л.Л. Христиансена в Саратовской консерватории имени Л. Собинова регулярно проводятся Всероссийские научные чтения «История, теория и практика фольклора» (2005; 2007; 2010). Последнее, третье мероприятие этого цикла было посвящено 100-летию со дня рождения ученого. К этой же дате был приурочен и Открытый Региональный конкурс молодых исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена. В Саратове открыта музыкальная школа им. Л.Л. Христиансена, где главным направлением является фольклорное воспитание учащихся.

 

Основные научные труды и публикации:

К вопросу об интонационном словаре в русских народных песнях: опыт исследования на материале 151 народных песен, записанных в Свердловской области в период 1943 - 1948 г. Свердловск: [б. и.], 1948. 80 с. Машинописн.; Народные песни Свердловской области, М.-Л., 1950; Современное народное песенное творчество Свердловской области. М.: Гос. муз. изд-во, 1954. 155 с.; Советы руководителю народного хора. Молотов: Молотовское кн. изд-во, 1955. 28 с.; Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. 2: 1953 - 1954. М.: Гос. муз. изд-во, 1955; Русские песни из репертуара Уральского народного хора, М., 1960; Уральские народные песни / под общ. ред. С. В. Аксюка. М. : Сов. композ., 1961. 220 с.; Талант с мастерством не спорят! Круглый стол «СК» // Сов. культура. 1970. 1 сент.; Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М.: Сов. композ., 1972. C. 198-218; Ладовая интонационность русской народной пе­сни: исследование. М.: Сов. композ., 1976. 390 с.; Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976; В гостях у Л.Л. Христиансена: [интервью] // Сов. музыка. 1980. №4. С. 133-135; Встречи с народными певцами. Воспоминания. М., 1984; Das Кlassenmäβige, Volksverbundene und Allgemeinmenschliche in der russischen Arbeiter-Folklore // Arbeitshefte Akademie der Кunste der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1977 (доп. изд. на рус. яз.: Общенародное и общечеловеческое как классовая сущность рабочего фольклора // Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. A.-A., 1978.

 

Библиография

Беляев С. Перечитывая Л.Л. Христиансена // Народно-песенная культура: исполнительство и педагогика: материалы научно-практ. конференции, 27-28 апреля 2006 г., Свердл. обл. муз. училище им. П.И. Чайковского / УГК им. П. М. Мусоргского, СОМУ им. П.И. Чайковского; [ред.-сост.: В.Ф. Виноградов, С.А. Жилинская; науч. ред. Т.И. Калужникова]. Екатеринбург, 2006. С. 68-70; Гилёва Р. «Бойтесь снобизма. Отбирайте истинно прекрасное». К 100-летию Льва Христиансена — основателя Уральского народного хора // «Урал». 2010. №12; Егорова И. Опыт многоголосного народного распева песни по методу Л.Л. Христиансена // Памяти Л.Л. Христиансена. Саратов, 2005; Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М., 1953; Манжора Б. Уральский народный хор. Свердловск, 1958; Памяти Л.Л. Христиансена: Сб. статей. М.: Композитор, 2010. 456 с.; Ярешко А. Лев Христиансен // Композиторы и музыковеды Саратова: Сб. статей. М.: Композитор, 2008. С. 86-99.

 

Полный список имён