E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Гуревич Леонид Иосифович композитор [род. в 1936 г.]

Родился 5 ноября 1936 г. в Баку. Учился в Бакинском музыкальном училище, сначала на дирижерско-хоровом, а затем на композиторском отделении (1952–1956, класс проф. Б.И. Зейдмана[1]). В 1957 г. поступает в Азербайджанскую консерваторию им. У. Гаджибекова в класс композиции ученика Д.Д. Шостаковича, выдающегося отечественного мастера Кара Караева, который оказал решающее воздействие на формирование творческого облика молодого композитора. Этому способствовала также и музыкальная жизнь Баку, весьма насыщенная в то время. Рубежным произведением консерваторских годов, позволившим поверить в свои силы, композитор считает Сонату для скрипки и фортепиано, написанную на 3-м курсе и отмеченную на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов (1961). Его дипломной работой стала четырехчастная Симфония До мажор для большого симфонического оркестра, две последние части которой были исполнены на государственном экзамене Азербайджанским симфоническим оркестром под управлением Н. Рзаева. (Впоследствии композитор неоднократно возвращался к этому произведению, совершенствовал его, рассматривая как наиболее значительное из написанного им). Будучи студентом вуза, Л.И. Гуревич уже преподавал теоретические дисциплины в Бакинском музыкальном училище, а после окончания с отличием консерватории в 1964 г. был приглашен на консерваторскую кафедру композиции. В 1966 г. по рекомендации К. Караева молодой композитор был принят Союз композиторов СССР.

 

С 1967 г. Л. Гуревич живет и работает в Свердловске-Екатеринбурге, преподает в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Кандидат искусствоведения (подготовил и защитил диссертацию в Московской консерватории, 1975 –1979), доцент (1980), заслуженный деятель искусств РФ (1997), профессор (1998), заведующий кафедрой композиции УГК (2005–2007), заместитель председателя (1996–2001), сопредседатель (2001–2006, совместно с В. Кобекиным), председатель Уральского отделения Союза композиторов России (2006-2013). За сорок три года преподавания в Уральской консерватории  (класс композиции и инструментовки) в классе Л.И. Гуревича тайны оркестра постигали большинство композиторов – выпускников консерватории,  музыковеды, будущие профессора этого учебного заведения: Л.П. Синявская, Л.А. Серебрякова, Т.И. Калужникова, Е.А. Рубаха,  ряд известных оперно-симфонических дирижеров: народный артист России, организатор и многолетний руководитель знаменитого театра «Новая опера» Е. Колобов, а также возглавляющие известные оркестры А. Самоиле, В. Платонов, М. Щербаков. Ориентацию на преемственность лучшим традициям классической и современной музыки Гуревич исповедует, ведя специальный класс сочинения,  где он воспитал 14 композиторов, среди которых ныне живущие в разных городах страны члены Союза  композиторов России: А. Бызов (Екатеринбург), В.Пантус и М. Козлов (Пермь), П. Дамиранов (Улан-Уде), Л. Табачник (Асбест, Свердловская область), Е. Рычкова (Петербург). Среди специалистов Л. Гуревич известен как автор научных статей по вопросам теории и истории оркестровки и вузовского учебника «История оркестровых стилей» (М., 1997).

 

До середины 80-х в творчестве Л.И. Гуревича преобладали симфонические и камерно-инструментальные произведения. Центральными опусами данного периода можно назвать Концерт для скрипки и малого оркестра, начатый еще в Баку, и Лирическую сюиту «Образы детства» для симфонического оркестра. В это время он также активно сотрудничает со свердловскими театрами (более 20 спектаклей), много работает в песенном жанре. Затем происходит ощутимое расширение жанрового диапазона: появляется череда значительных камерно-вокальных и хоровых сочинений: монокантата для меццо-сопрано и камерного оркестра «Суровый край свободы» на стихи М. Лермонтова, поэма для хора без сопровождения «Баллада о дикой яблоне», коллаж-сюита для сопрано и фортепиано «Сердце Шопена», серия концертов для духовых инструментов с оркестром, ряд партитур для оркестра народных инструментов. Его оркестровые произведения звучат под управлением известных дирижеров (М. Павермана, А. Фридлендера, Д. Лисса, Н. Калинина, В. Вишневского, А. Людмилина), инструментальные и вокальные опусы исполняются народными артистками России С. Зализняк и М. Владимировой, заслуженными артистами России, скрипачами А. Михлиным (Москва), Л. Мирчиным, С. Уманской, виолончелистом С. Пешковым, певцами Л. Белобрагиной (Москва), Ю. Яковлевым и др. В 1997 г. Гуревич получил Третью премию на Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио (Япония), а в 1999 г. на том же конкурсе был удостоен Почетного диплома.

 

Первое десятилетие XXI в. привнесло новые штрихи к портрету композитора. Он обращается к еврейскому фольклору («Аллюзии», «Клезмер-фантазия», «Зовы любви», хоровые «Колыбельные песни», два детских хора: «Мальчик идет в школу» и «Дети учат буквы»), проявляет неподдельный интерес к джазовой музыке, стремясь сочетать ее с академической традицией (симфоническая сюита «Эвансиана»), уделяет большое внимание созданию педагогического репертуара. Много времени и сил занимают текущие дела по руководству Союзом композиторов Урала. Тем не менее география исполнений произведений Гуревича за последние годы весьма представительна. Только крупные сочинения композитора звучали в Ярославле («Пасторальный концерт» для валторны с оркестром), Нижнем Новгороде («Вальс-элегия» для оркестра народных инструментов), Казани («Клезмер-фантазия» для скрипки и камерного оркестра), Москве (Приветственная увертюра, Струнный квартет in D; поэма для скрипки с оркестром «Памяти великого композитора»). Состоялись два масштабных юбилейных авторских концерта в Большом концертном зале Уральской консерватории (2001 и 2006), вышли в свет двойной альбом «Траектория творчества. Симфонические произведения Леонида Гуревича» (2006), компакт-диски «На волне памяти (песни разных лет)» и «Родом из детства (детские песни и произведения для детского хора)» (2010), выпущена монография «Траектория творчества. Композитор Леонид Гуревич и его музыка» (2006).

 

                                      СОЧИНЕНИЯ

 

 

Симфонические произведения

 

1963

Симфония до мажор в 4 ч. (2-я ред. –  1971)

п-ра о.п.

ББ (р.а.); АА (к.н.)

п.н.

27’

1967

Концерт для скр. и малого орк. в 3 ч. (2-я ред. – 1989)

п-ра;

кл.,с  о.п.

ББ (р.а.); АА,

УГК (ред.Л. Мирчина), п.н.

18’

1973

«Симфонический дифирамб»

п-ра о.п.

ББ (р.а.)

п.н.

8’

1975

«Два старинных танца» (Павана и Менуэт) для камер. орк.

п-р о.п.а

ББ, АА, МКОБ

(р.а.)

6’

1980

Лирическая сюита («Образы детства») для симф. орк. в 4 ч.

п-ра;

о.п.

ББ (р.а.), АА (к.н.)

п.н.

18’

1985

 

1985

 

Дивертисмент для стр. орк. в 5 ч.

 

«Поэма» для виолонч. с орк.

п-ра

о.п.

п-ра

о.п.

ББ (р.а); МКОБ, АА

 

ББ (р.а); МКОБ, АА

8’

 

6’

1986

Концерт для фагота и симф. орк. в 3 ч. (2-я ред. – 1997. Концерт для тенор-сакс. и симф. орк.)

п-ра;

о.п.

кл. с

ББ (р.а);

ББ, АА (к.р.)

ББ (р.а.)

18’

1988

«Пасторальный концерт» для валторны и симф. орк. в 2 ч.

п-ра;

о.п.

кл.,с

ББ (р.а.); АА (к.р.)

ББ (р.а);

ББ (р.а.)

19’

1992

«Аллюзии», концерт для трубы и стр. орк.

п-ра;

о.п.

кл.,с

М.: Комп., 2000; ББ, АА, МКОБ (р.а.) (к.н.)

(к.н.)

15’

1995

«Галоп» для 2 фп, стр., удар. и синтезатора (2-я ред. – 2001, для 2 фп и мал. симф. орк.)

п-ра;

кл.

о.п.

ББ, АА, МКОБ

(р.а.)

4’

1997

Концерт для тенор-сакс. и симф. орк.

п-ра;

о.п.

кл.

ББ (р.а.); АА

ББ (к.н.);

ББ (к.н.)

 

1997

«Ночная музыка» для скр. и симф. орк. (2-я ред. – 2003. Поэма для скр. и симф. орк. «Памяти великого композитора»)

п-ра;

кл.

ББ, АА (р.а.), (к.н.)

Екатеринбург: УрО СКР, 2003 (кл.);

7’

1998

«Приветственная увертюра» для симф. орк.

п-ра;

о.п.;

кл.

ББ (р.а.); АА (к.н.)

ББ (к.н.);

ББ (р.а.) для 2 фп

5’

1999

«Клезмер-фантазия» для скр. и камер. орк.

п-ра;

кл.

о.п.

Екатеринбург:УрО СКР, 2000 (кл.);

АСК; ББ; МКОБ

8’

2003

«Каприччио» для скр. и симф. орк. (посв. С. Прокофьеву)

п-ра;

о.п.;

кл.

Екатеринбург:УрО СКР, 2003 (кл.);;

ББ (к.н.); АСК; УГК; УЧ, АА

4’

2003

Поэма для скр. и симф. орк. «Памяти великого композитора»

п-ра;

о.п.;

кл.

ББ (р.а.);

п.н.

ББ (р.а.); УГК; УЧ

 

2004

«Эвансиана», симф. сюита на осн. джаз. муз. Б. Эванса в 3 ч.

п-ра;

о.п.

ББ (к.н.), АА

13’

2005

«Неопартита», 4 концертных танца для скр. и камер. орк.

п-ра;

о.п.

кл.,с

МКОБ, АА (к.н.),

 

12’

2008

«Нам нравится джаз», коллекция «золотых» джаз. хитов в аранжировке для стр. орк. (7 пьес)

п-ра

о.п.

 

МКОБ, АА (к.н.),

 

14’

2009

Dolce-concertino для тромб. и стр. орк. в 3 ч.

п-ра

о.п.

 

МКОБ, АА (к.н.)

10’

 

 

Произведения для орк. народных инструментов

 

1986

Симфониетта для орк. нар. инстр. в 3 ч.

п-ра

ББ (р.)

13’

1987

«Вальс-элегия», фантазия для орк. нар. инстр.

п-ра

ББ (р.); КНИ; УрГОНИ

6’

1990

Две песни («Дорога земная» и «Гусляры») для тенора с орк. нар. инстр. на ст. В. Лазарева и И. Кобзева.

п-ра;

кл.

УрГОНИ

 

5’

1991

«Каприччио», концертино для домры с орк. нар. инстр. (посв. С. Прокофьеву).

п-ра;

кл.

ББ (к.р.); КНИ; УрГОНИ

 

4’

1996

«Торжественная музыка» для орк. нар. инстр.

п-ра

КНИ

4’

 

1999

«Здравица», уверт. для орк. нар. инстр.

п-ра;

кл.

КНИ; УрГОНИ

 

5’

2001

«Два вальса» для домры с орк. нар. инстр. (2-я ред. – 2006, для балалайки с орк. нар. инстр.): «В городском саду», «Эксцентрический вальс»

п-ра;

кл.

Екатеринбург: УрО СКР, 2002; АСК; ББ; УГК; УЧ; КНИ; УрГОНИ

6’

 

Хоровые произведения (без сопровождения)

 

1986

«Баллада о дикой яблоне», поэма для смеш. хора без сопров. (сл. Б. Пустового).

п-ра

АА

6’

1987

 «Ручеек» для дет. хора, сл.В. Зуенка

п-ра

Екатеринбург: УрО СКР, 2004; ББ (к.р.),

2’

2001

«Дети учат буквы» (обр. еврейской. нар. песни) для дет. хора

п-ра;

 кл.

  Там же; АСК, АА

2’

2005

«Колыбельные песни», пять еврейских песен для жен. хора без сопров.

п-ра

АА

11’

 

 

Камерно-вокальные произведения

 

1986

«Суровый край свободы», монокант. для меццо-сопр. и камер. орк. на ст. М. Лермонтова в 7 ч.

п-ра;

о.п.

кл.

Екатеринбург: УрО СКР, 2006 (кл.);

ББ (р.а.); МКОБ, АА

АСК; УГК; УЧ

 

 19’

1988

«Сердце Шопена», коллаж-сюита в пяти романсах на ст. совр. поэтов для сопр. и фп

кл.

М.: Комп., 1998; Екатеринбург: УрО СКР, 2002;  АСК; ББ (р.а), АА, УГК; УЧ

12’

1991

 

«Музыка для детей», три песни для гол., скр. и фагота на ст. совр. поэтов: «Картина» для сред. гол., сл. В. Степанова; «Четыре утенка» для выс. гол., сл. Р. Алдониной; «Скрипочка», сл. В.Данько

кл.

 

ББ (к.р.), АА (р.а.);

 

8’

 

2001

«Зовы любви», пять еврейских песен для меццо-сопр., баритона и камер.  орк.

п-ра;

 кл.

о.п.

ББ (р.а.); АА

МКОБ (к.р.), 

п.н.

12’

 

Камерно-инструментальные произведения

 

1957-74

Двенадцать прелюдий для фп (в изданиях – шесть прелюдий)

 

//Альбом фп пьес. М.: Комп., 1998; Екатеринбург: УрО СКР, 2000; ББ; УГК; УЧ (к.р.)  № 11, 12

16’

1960

Соната для скр. и фп в 3 ч. (2-я ред. – 2003,  1 ч.)

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2003; АСК; ББ; УГК; УЧ

18’

(7’)

1961-68

Струнный квартет в 4 ч.

п-ра

и п.

АА

 

19’

1979

Пять пьес для флейты и фп: «Прелюдия», «Вальс», «Интермеццо», «Напев», «Скерцо»

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2000; АСК; ББ

9’

1984

Сонатина для фп в 3 ч.

 

//Альбом фп пьес. М.: Комп., 1998; Екатеринбург: УрО СКР, 2000; АСК; ББ; УГК

6’

1985

«Поэма» для виолонч. и фп

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2000; АСК; ББ; УГК; УЧ

6’

1986

«Багатели», пять пьес для фп

кл.

и п.

//Альбом фп пьес. М.: Комп., 1998; Екатеринбург: УрО

СКР, 2000; АСК (р.а.); ББ; УГК

7’

1988

«Бурлески», три пьесы для фагота и фп

кл.

и п.

ББ (к.р.)

 

4’

1990

Четыре пьесы для готово-выборного баяна

 

ББ (к.р.)

5’

1994

«Арабески», пять пьес для квинт. дух. инстр.

п-ра

и п.

ББ (к.р.)

 

8’

1996

«Три картинки» для 2 фп в шесть рук: «Наперегонки», «Грустинка», «Принцесса»

 

//Альбом фп пьес. М.: Комп., 1998; Екатеринбург: УрО СКР, 2000; АСК; ББ; УГК; УЧ

6’

1998

«Пять характерных пьес» для фп: «Китайская мелодия», «Кавказский танец», «Еврейская мелодия» (обр.), «Русский напев», «Болеро»

 

Екатеринбург: УрО СКР, 2000; АСК; ББ; УГК

8’

1998

«Два настроения» для 2 фп в 6 рук.

 

 

 

Екатеринбург: УрО СКР, 2004; АСК; УГК; УЧ

10’

 

2000

«Клезмер-фантазия» для скр., виолонч. (кларн.) и фп

п-ра 

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2002; АСК; УГК; УЧ

8’

2002

Струнный квартет in D в 2 ч.

п-ра

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2005; АСК; ББ; УГК; УЧ

12’

 

2002

«Клезмер-фантазия» для квинт. сакс.

п-ра

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2002

8’

2002

«Простые пьесы» для стр. кварт.: Вальс, Интермеццо, Скерцино

п-ра

и п.

УЧ (р.)

 

7’

2003

«Когда смычок коснется струн» для скр.и фп

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2003; УЧ

6’

2003

«Простые пьесы» для фп: «Утренняя песня» (диатоника), «Причудливая игра», «Сельский танец», «Танец марионеток»

 

Екатеринбург: УрО СКР, 2004; АСК; ББ; УГК; УЧ

8’

2004

«Ноктюрн», «Две пьесы» для валторны и фп

кл.

и п.

АА

 

10’

2004

«Три концертных танца», «Две пьесы» для трубы и фп

кл.

и п.

АА

 

11’

2005

«Призывные сигналы», произв. для трубы и фп

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2008; АСК; ББ

12’

2006

Шесть пьес для скр. и фп: «Напев», «Жесткий вальс», «Еврейский танец», «В городском саду», «Галантный танец», «Скерцо»

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2006; ББ; УГК; УЧ

11’

2007

«Светлый путь», девять пьес для кларн. и фп

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2007; АСК; ББ; УГК; УЧ

14’

2008

«По белым и черным», произв. для фп в 4 руки

кл.

и п.

Екатеринбург: УрО СКР, 2008; АСК; ББ

13’

2010

«Зигзаги», три пьесы для тенор-сакс. и фп

 

кл.

и п.

АА (к.н.)

10'

2010

«Золотой рог», пять пьес для валторны и фп

кл.

и п.

АА (к.н.)

16’

 

 

Песни в сопровождении симфонического оркестра

 

1971

 

«Партия – сердце народа» (сл.Т. Одудько) для сол. (баса), смеш. хора и симф. орк.

п-ра;

кл.,о.п.

АА

4'

 

1980

«Первое свидание» (сл. В.Елисеева)

для жен. вок. дуэта и симф. орк.

п-ра;

кл.,о.п.

// Наша песня.  Свердловск, 1974; УГК (кл.); ББ

3’

 

1980

«Баллада об отцах»  (сл. В.Елисеева)

для солистки (меццо-сопр.), хора и симф. орк.

п-ра;

кл.,о.п.

АА

5’

 

1983

Ленинская правда» (сл.В. Машина)

для сол. (баса), смеш. хора и симф. орк.

п-ра;

кл.,о.п.

АА

6’

2006

«Рабочая юность» (сл. И. Ляпина)

для сол. (баса), смеш. хора и симф. орк.

п-ра;

кл.,о.п.

АА

3’

 

2006

«Гимн Уралу» для смеш. хора (дет. хора) и симф. орк.

п-ра;

кл.,о.п.

ББ (к.н.)

3’

 

 

Песни в сопровождении оркестра (ансамбля) народных инструментов

 

1969

«Вечерняя песня» для сол. (тенора) и орк. нар. инстр., ст. Н. Горбачева

(инстр-ка Б. Осипова, 1970)

п-ра;

кл.

о.п.

// Наша песня. Свердловск, 1974; УГК

3’

1971

«По веснам да по зимушке» («Гусляры») для сол. (тенора) и орк. нар. инстр., сл. И. Кобзева (инстр-ка авт., 2001)

п-ра;

кл.

о.п.

Там же; ББ (к.р.); КНИ

3’

1975

«Сапоги солдатские» для муж. вок. дуэта и орк. нар. инстр., сл. Н. Куштума

(инстр-ка Н. Олейникова, 1981)

п-ра;

кл. о.п.

Там же

3’

1977

«Родники» для муж. вок. дуэта и орк. нар. инстр., сл. Н. Шумакова (инстр-ка Н. Олейникова, 1981)

п-ра;

кл.

Там же

4’

1979

«Родная граница» («Солдаты стоят на посту») для муж. вок. дуэта и орк. нар. инстр., сл. Б. Кежуна (инстр-ка А.Захарова 1981)

п-ра;

кл.

о.п.

Там же

3’

1980

«Солнышко» для сол. (тенора) и орк.

нар. инстр., сл. В. Елисеева (инстр-ка

авт., 2010)

 

п-ра;

кл.

о.п.

//  Уральские песни. Свердловск, 1981

4’

1982

«Дорога земная» («Ветка полыни»)

для сол. (тенора) и орк. нар. инстр. (инстр-ка авт., 2001)

п-ра;

кл.

о.п.

Там же; ББ; КНИ

3’

Песни в сопровождении инстр. ансамбля (эстрадного оркестра)

1971

«Фронтовики» для сол. (баса) и инстр. анс., сл. Ф. Архипова

п-ра;

кл.

Там же

4’

1971

«Песня верхолаза» для сол. (баритона) и эстр. орк., сл. В. Елисеева

п-ра;

кл.

Там же

3’

1978

«Напиши мне в Певек» для жен. вок. кварт. и инстр. анс., сл. Д. Лившица

п-ра;

кл.

Там же

3’

1978

«Мамин праздник» для жен. вок. кварт. и инстр. анс., сл. Н. Красильщикова

п-ра;

кл.

Там же

2’

1979

«Песня о Неизвестном солдате» для сол. (баса), жен. вок. кварт. и инстр. анс., сл. Н. Доризо

п-ра;

кл.

Там же

4’

Песни

1968

«Старый дом» для сол. (баса) в сопров. фп, сл.А. Воловика

 

 

// Уральские песни. Свердловск, 1981

3’

1968

«Наш учитель» для сол. (баса) в сопров. фп,  сл. Л. Сорокина

 

Там же

3’

1978

«Любовь-беда» для сол. (тенора) в сопров. фп, сл. М. Геттуева)

 

Там же

3’

1979

«Песня о России» для сол. (тенора) в сопров. фп, сл. Б. Кежуна

 

Там же

3’

1980

«Ой, березки милые» для жен. вок. кварт. без сопров., сл. В. Елисеева

 

Там же; УГК

3’

1982

«Детство» для сол. (баса) в сопров. фп, сл.Б. Вторушина

 

 

//Огонь рябиновый. Свердловск, 1992.

3’

1983

«Отчий хлеб» для сол. (баритона) в сопров. фп, сл. Е. Нефедова

 

Там же; УГК

3’

Детские песни в сопровождении малого симфонического оркестра

1971

«Клятва» для дет. хора и орк., сл. Н. Банщикова

п-ра;

кл.,о.п

АА

 

3’

1976

«Подарили краски» Васе», ст. Е. Александровой.

п-ра;

кл.,о.п

// Песни для октябрят. Вып. 5. М.: Сов. комп., 1980; АСК; ББ; УЧ (кл.)

2’

1979

«Скрипочка» для сол., дет. хора и орк., сл. В. Данько

 

п-ра;

кл.,о.п

// Произв. для дет. хора. Вып.2. Екатеринбург: УрО СКР, 2004; ББ (кл.)

3’

1979

«В музее» для сол., дет. хора и орк., сл. Е. Александровой

п-ра;

кл.,о.п

Там же.

3’

1979

«Рассказ о буденовцах» для сол. (альта) и орк.

п-ра;

кл.,о.п

АА

2’

2001

«Мальчик идет в школу» (обр. еврейской песни) для трех солистов, дет. хора и орк.

п-ра;

кл.,о.п

// Произ. для дет. хора. Вып.2. Екатеринбург: УрО СКР, 2004 (кл.)

3’

Детские песни в сопровождении фортепиано

1976

«Самовар» для мл. дет. хора в сопров. фп, сл. Г. Анохина

 

АА

1’

1976

«Козленок» для мл. дет. хора в сопров. фп, сл. С. Вигдорова

 

АА

2’

1976

«В гостях у Ленина в Горках» для дет. хора в сопров. фп, сл.Е. Александровой

 

АА

2’

1977

«Песня о пионерской мечте» для дет. хора в сопров. фп, сл. Д. Лившица

 

АА

3’

1979

«Хоккей» для дет. хора в сопров. фп, сл. Е. Александровой

 

АА

3’

1979

«Дружный класс» для дет. хора в сопров. фп, сл. Е. Александровой

 

АА

3’

1980

«Если рядом верный друг» для дет. хора в сопров. фп, сл. Е. Александровой

 

АА

3’

             

 

 

Музыка к драматическим спектаклям (более 20), в т. ч.:

 

1969

«Снежная королева» (Е. Шварц) – Свердл. театр кукол, реж. Р. Виндерман

1970

«Али-баба и разбойники» (В. Маслов) – Свердл. театр кукол, реж. Р. Виндерман

1970

«Сказание о Робин Гуде» – Свердл. телевидение, реж. Л. Диковский

1973

«Три мушкетера» (по А. Дюма) – Свердл. ТЮЗ, реж. Ю. Жигульский

1981

«Красная шапочка» (Е. Шварц) – Свердл. ТЮЗ, реж. Д. Астрахан

1982

«Доходное место» (А. Островский) – Свердл. ТЮЗ, реж. Д. Астрахан

1983

«Пять романсов в старом доме» (В. Арро) – Свердл. акад. драм. театр, реж. А. Попов

1984

«Синее небо, а в нем  – облака» (В. Арро) – Свердл. акад. драм. театр, реж. А. Попов

1991

«Сотворившая чудо» (У. Гибсон) – Свердл. ТЮЗ, реж. С. Лосев

 

                 

  Дискография

 

«Аллюзии», концерт для трубы и стр. орк.

//Музыкальное приношение Екатеринбургу. Студия «Урал», 1998

Екатеринбург. муницип. камер. оркестр BACH. Дир. В. Усминский; партия трубы – В. Часов

14’ 28’’

Приветственная увертюра

Там же

Урал. акад. филарм. оркестр. Дир. Д. Лисс

4’ 49’’

Симфония в 4 ч.

//Симф. музыка урал. композиторов. Студия «Урал», 2006. UL 98608

Урал. акад. филарм. оркестр. Дир. Д. Лисс

26’ 57’’

«Три картинки» для 2 фп в 6 рук

// Камерная музыка урал. композиторов. CD 1. Студия «Урал», 2007. UL 075490

А. Романова, И. Одинцова, В. Игнатенко (фп)

 

Соната для скр. и фп

// Камерная музыка урал. композиторов. CD 2. Студия «Урал», 2007. UL 075490

Д. Петухов (скр.), Г. Резников (фп)

 

Симфония в 4 ч.; «Пасторальный концерт»для валторны с орк.; Лирическая сюита «Образы детства» (в 3 ч.); «Поэма» и «Каприччио» для скр. с орк.; Дивертисмент для стр. орк. (в 5 ч.); «Аллюзии», концерт для трубы и стр. орк.; «Суровый край свободы», монокант. (в 7 ч.); «Клезмер-фантазия» для скр и стр. орк.; Концерт для сакс. с орк. (в 3 ч.); «Приветственная увертюра» для симф. орк.

«Траектория творчества» (симф. произв. Леонида Гуревича).                                       

 2 CD.  УрО СКР, Екатеринбург, 2006

 

Урал. акад. филарм. оркестр. Дир. Д. Лисс;  Екатеринб. муницип. камер. оркестр BACH. Дир. В. Усминский, В. Часов (труба), А. Федотьева (скр.), А. Котов (скр.); А. Волков (тенор-сакс.); А. Скороходов (валторна); С. Зализняк (меццо-сопр.)

 

«На волне памяти».  Песни разных лет

Студия «Урал», 2010

Симф. оркестр Свердл. филармонии (дир. М. Паверман, Энхе); Оркестр нар. инстр. УГК (дир. В. Карташов, вокал – С. Вялков, М. Владимирова, Г. Ланк, С. Зализняк, Г. Грязнов, А. Самойлов, В. Шерстов, Ю. Яковлев, Ю. Алымов, А. Баскин, М. Ковалев, Б. Бердиков, Д. Розвизев, О. Агафонов)

 

«Родом из детства». Дет. песни и произв. для дет. хора

Студия «Урал», 2010

Хор ДХМШ № 2 (рук. А. Принц и М. Скачкова); дет. хор ДК Эльмаш (рук. Г. Гуревич); хор Екатеринб. муз. лицея (рук. В. Мыльникова); Камерный хор «Глория» (рук. Е. Бартновская); Екатеринб. муницип. камер. оркестр BACH  (дир. В. Усминский); Симф. оркестр УГК (дир. Энхе)

 

 

 

Научные труды

 

Роль темброво-фактурных средств в Третьей симфонии Кара Караева // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 8. Свердловск, 1973. С. 222-249; Роль оркестрового варьирования в симфонической драматургии Кара Караева // Кара Караев. М., 1978. С. 203-218; Роль фактурно-тембровых средств в симфонической драматургии Кара Караева: Автореф. дис. ... канд. искусство­ве­д. М.: Изд-во Моск. консерватории, 1979; Формообразующая и драматур­гическая роль оркестровых средств в симфонических произведениях Кара Караева // Вопросы оркестровки: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 47. М., 1980. С. 95-111; Некоторые особенности оркестровой фактуры произведений Кара Караева // Проблемы музыкальной фактуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 59. М., 1982. С. 124-138; Об одном аспекте анализа оркестровки // Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 76. М., 1984. С. 127-139; Выразительные свойства оркестровой ткани // Вопросы инструментоведения: Тез. докл. на Второй междунар. инстру­ментоведческой конф. «Благода­товские чтения». СПб., 1995; История оркестровых стилей: Учеб. пособие для муз. вузов. М.: Комп., 1997;

 

 

 

Публикации в СМИ

 

За дирижерским пультом – полвека // Веч. Свердл. 1982. 12 июня; Под знаком семи нот // Веч. Свердл. 1982. 12 окт.; Возвращение к успеху // Веч. Свердл. 1983. 17 окт.; Едва смычок коснется струн... // Веч. Свердл. 1985. 20 дек.; Такой оркестр нужен! // Веч. Свердл. 1987. 16 февр.; Дом, где не звучит музыка (под псевд. Л. Осипов) // Веч. Свердл. 1990. 6 марта; Культурный вакуум // Ур. рабочий. 1990. 7 марта.

 

 

 

Библиография

 

 Архангельская Э.  Живые голоса минувших эпох (о коллаж-сюите «Сердце Шопена) // Веч. Свердловск. 1989. 14 февр.; Борисова М. Куда ж нам плыть? // На смену. 1989. 15 марта; Бородин Б. Без мишуры. Заметки о творчестве композитора Л. Гуревича, и не только о нем // Обл. газета. 2003. 19 февр.; Он же. Траектория творчества: композитор Л. Гуревич и его музыка: монография. Екатеринбург, 2006; Он же. Душевное равновесие// Музыкальное обозрение. 2006. № 11 (275); Вильнер Н. Новые страницы музыки. Пленум уральских композиторов // Веч. Свердловск. 1987. 26 февр.; Горбовец Л. Фортепианная музыка композиторов Екатеринбурга: проблемы интерпретации. Екатеринбург, 2007. С. 77-89; Иванчук Н. «Сердце Шопена» — музыкальное приношение «поэту фортепиано» // Республика. 1996. 7 марта; Иванчук Н. Гармония творчества // ВЕ. 1996. 31 окт.; Макоха Т. Фортепианное творчество Л. Гуревича: Метод. рекоменд. Свердловск, 1989; Макоха Т. К вопросу интерпретации фортепианной музыки уральских композиторов (исполнительский аспект трактовки творчества Л. Гуревича) // Музыка в системе культуры: Проблемы исполнительства и музыкальной педагогики: Сб. ст. Вып. 2. Екатеринбург, 2005. С. 142-173; Нименский А. Леонид Иосифович Гуревич // Урал гос. консерв. имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 102-103; Овчинников С. В этот вечер у рояля // На смену. 1983. 5 янв.; Он же. Соло для композитора // На смену. 1986. 12 дек.; Потапова М. Новая уральская музыка в Новоуральске (об авт. концерте Л. Гуревича) // Обл. газета. 1999. 26 нояб.; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 154-161; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34; Рубаха Е. Путь композитора // Обл. газета. 2001. 24 янв.; Серебрякова Л. Леонид Иосифович Гуревич // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 170-173; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 159-172; Ситникова О. Поговорить друг с другом и с музыкой // Народный учитель. 1995. Февр.; Сокольская Ж.«Каприччио» – для домры, «Вальс-элегия» – для оркестра // Обл. газета. 1998. 4 февр.; Она же. Край стал родным // Ур. рабочий, 1983, 29 янв.; Она же. Леонид Иосифович Гуревич // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 219-225; Она же.Музыка, обращенная к людским сердцам // В одном городе. Кн. 8. Екатеринбург, 1998. С. 50-55; Она же. Оркестр – любовь моя! // Обл. газета. 1996. 12 нояб.; Она же. Юбилей Леонида Гуревича // Муз. обозрение. 1997. Май-июнь.

 



[1] Воспитанник М. Штейнберга (ученика и зятя Н. Римского-Корсакова) и соученик Д. Шостаковича по Петроградской консерватории.

 

***

Кара Караев 
[из характеристики на окончание Бакинской консерватории в 1965 году]
" Оглядываясь на десятилетия художнических исканий композитора – от юношеских опусов до созданного совсем недавно, – можно убедиться в том, что, работая в разных жанрах, Гуревич, тем не менее, особое предпочтение отдает оркестровой музыке. – Для современного музыкального творчества вообще характерен повышенный интерес к инструментальному концерту. Во многом созвучны этой тенденции и поиски уральского автора, с настойчивой последовательностью в течение многих лет разрабатывающего этот жанр."


Ж.Сокольская 
[из очерка о Л.Гуревиче, 1998 год]
" ...композитор удивительно "общителен", искренен в своём творчестве. Лучшие качества его музыки – проникновенный лиризм, ярко выраженное мелодическое начало, стремление к поиску оригинальных драматургических и тембровых решений, и в то же время опора на классические традиции. Всё это ощущается в самых разных произведениях Гуревича, вне зависимости от жанра, исполнительского состава или времени написания."

Полный список имён