E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Фролов Маркиан Петрович композитор [1892-1944]

Родился 7 декабря 1892 г.[1] в г. Бобруйске Минской губернии в семье инженера путейца. Первые занятия музыкой прошли под руководством матери. С 1904 по1912 г. обучался в Коммерческом училище (г. Харбин), продолжая занятия музыкой с частными учителями. В 1913–1918 гг. учился в Петербургской (Петроградской) консерватории по классу фортепиано у H.H. Позняковской (уроки теории музыки брал у С.С. Богатырева), в 1918–1921 гг. – в Киевской консерватории у И.А. Турчинского и Ф.М. Блуменфельда (фортепиано), Р.М. Глиэра (композиция), в 1921–1924 гг. – в Петроградской консерватории, которую окончил по классу фортепиано у И.С. Миклашевской. Выступал как пианист до 1937 г. С 1924 г. преподавал игру на фортепиано в Киеве в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н.В. Лысенко, в консерватории и музыкальных школах, в 1928–1934 гг. – в Свердловском музыкальном техникуме им. П.И. Чайковского, где вел также музыкально-теоретические дисциплины. В 1931 г. создает при техникуме музыкальную школу, ставшую впоследствии городской детской музыкальной школой №1, существующей и поныне. В 1932 г. вступает в ряды ВКП(б), избирается председателем оргкомитета Уральского отделения Союза советских композиторов, становится одним из инициаторов организации Свердловской филармонии. В 1939 г. учреждается Свердловский Союз советских композиторов (в настоящее время – Уральское отделение Союза композиторов России), неизменным председателем которого М.П. Фролов остается до конца своих дней. 1 ноября 1934 г. во многом благодаря активной деятельности М.П. Фролова открывается Свердловская государственная консерватория. Композитор назначается ее первым директором, одновременно ведет класс специального фортепиано и композиции, с 1935 г. возглавляет кафедру теории музыки и композиции. В 1937 г. в рамках кампании против «врагов народа» его исключают из ВКП(б) и увольняют с поста директора. В 1939 г. он получает звание профессора и в 1943 г. восстанавливается в должности директора консерватории, в 1944-м организует при ней национальные отделения – бурят-монгольское, якутское и башкирское. Среди его учеников по композиции – Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Г.Н. Белоглазов, Б.Д. Гибалин, H.M. Хлопков, Б.Б. Ямпилов. Умер М.П. Фролов 30 октября 1944 г.

 

М.П. Фролов – один из крупнейших уральских композиторов, автор первой бурятской оперы «Энхэ-Булат-батор» (по мотивам национального эпоса; исполнена на открытии Декады бурят-монгольского иск-ва в Москве, 1940). В 1944 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

                          

   СОЧИНЕНИЯ

 

Произведения для музыкального театра

1918-1921

«Эльза» («Музыкальная легенда»), оп. в 1 д., по Л. Андрееву (неоконч.), б.о.

 

СА

1918-1921

«Жизнь человека», оп. в 1 к. «Рождение», по Л. Андрееву (неоконч.), б.о.

 

СА

1940

«Энхэ Булат-батор», оп. в 4 д., либр. Н. Балдано и авт. (на осн. бурят. эпоса); рус. текст С. Городецкого, Л. Ошанина, Я. Родионова и Т. Спендиаровой; муз. конс. по фольклору Д. Аюшеева, ор. 19

п-ра

 

кл.

Изд. фрагм.

М.: Музгиз, 1940;

АСК

УГК (р.а.)

 

 

Симфонические произведения

1924

Поэма-концерт (Концерт № 1) для фп с орк. соль-диез минор, ор. 7

п-ра

о.п.

АСК

УГК (р.)

1934

«Седой Урал», симф. поэма (на осн. 1-й ч. «Поэмы об Урале» для орк.), ор. 14

п-ра

СА

1940

«Залушудай хатар», симф. танец для орк. бурят-монгол. инстр., б.о.

п-ра

СА

1942

«Братство народов», уверт. для симф. орк. на монгол. и две бурят-монгол. темы, ор. 23

п-ра

М.; Л.: Музгиз, 1951; АСК

1944

Второй концерт для фп и симф. орк. (неоконч.)

 

 

б.д.

«Лагерная песня» для симф. орк.

о.п.

УГК (р.)

б.д.

«На страже республики» для симф. орк.

о.п.

УГК (р.)

 

Вокально-симфонические произведения

1921

«Мистерия голода», муз. к театр. действу  для фп, хора и чтеца, б.о.

п-ра

СА

1932

«Поэма об Урале», орат. для хора, солистов и симф. орк. на ст. О. Высотской, М. Фролова и др. в 3 ч., ор. 12

п-ра

СА

1943

«С именем Сталина» («Русь»), кант. для хора, солистов и орк., ст. О. Высотской, И. Садофьева и М. Фролова, ор. 25

п-ра

СА

1943

«Клятва уральцев», гимн для смеш. хора в сопров. симф. орк., ор. 30

п-ра

СА

 

Произведения для хора

1935

«Гимн стахановцам» для смеш. хора, ст. Вас. Каменского, ор. 16

п-ра

УГК (р.)

1938

«Потеряла я колечко», обр. рус. нар. песни для хора в сопров. фп, ор. 17

п-ра

СА

1939

«Песня о друзьях» для смеш. хора и фп, сл. М. Спирина, б.о.

п-ра

СА

1941

 

«Отчизна» для хора а’ cappella на ст. Е. Хоринской, ор. 19

п-ра

СА

 

1942

«Песня гвардейцев» для хора и фп, сл. К. Мурзиди. Посв. Третьей Уральской гвардейской дивизии, ор. 24

п-ра

СА

1943

«Советский гимн», сл. М.П. Фролова, б.о.

 

СА

 

Камерно-инструментальные произведения

1915

«Шутка» («Байка»), пьеса для стр. кварт., б.о.

п-ра

СА

1918

Пять прелюдий для фп: ре минор, ор. 1; соль-диез минор, ор. 2; си минор, си-бемоль минор, ор. 3; до-диез минор, ор. 4

 

М.: Музгиз, 1947; // Пьесы урал. комп. / Сост. Т. Макоха, И. Ганелин. М. : Сов. комп., 1992. С. 84–88

1918

Две сказки для фп, ор. 5

 

М.: Музгиз, 1925; АСК

1919

Легенда для фп, ор. 6

 

КМП, 1927; УГК (мн.)

1919

Этюд до-диез минор для фп, б.о.

 

СА

1926

Два фрагмента  для фп: «Искание», «Порыв», б.о.

 

СА

1927

Вальс для фп, б.о.

 

СА

1928

Классическая сюита для фп в 6 ч., ор. 10: Прелюдия,  Сарабанда, Аллеманда, Интермедия, Буре, Жига. Посв. Г.Г. Нейгаузу

 

М.: Музгиз, 1930

УГК

1929

Маленькая сюита для стр. кварт. ор. 11

 

СА

1932

«Уральская симфония», перел. для 2 фп, 1-ч. «Поэмы об Урале», б.о.

 

СА

1940

Соната для фп ля минор в 3 ч., ор. 20

 

М.: Музгиз, 1946

1943

«Танец с луками», «Танец борцов», две транскр. из оп. «Энхе Булат-батор» для фп, ор. 29

 

М.: Музгиз, 1948; УГК

 

Камерно-вокальные произведения и песни

1919

«Долина-храм», ноктюрн для гол. и фп, ст. В. Брюсова, б.о.

 

СА

1919

«Засни, моя деточка», поэма для гол. и фп, ст.  А. Ремизова, б.о.

 

СА

1919

«Голос», драм. этюд для гол. и фп, ст. В. Брюсова, б.о.

 

СА

1927

«Народы идут», песня на ст. П.Тычины к 10-летию Окт. револ., ор. 9

 

КМП, 1927; СА

1932

Три песни Красной Армии на сл. урал. поэтов: «Боевые товарищи» (сл. Л. Носова), «Нет жизни краше нашей» (сл. Н. Грозина), «На страже республики» (сл. Л. Носова), ор. 13

 

Свердловск: СвердОГИЗ, 1932; СА

1935

«Бродит молодость кудрявая», романс на ст. Н. Куштума, ор. 15

 

СА

1935

Песня-дуэт «Приволжский городок», сл. нар. К 20-летию Красной Армии, б.о.

 

СА

1942

«На синих морях», «С нами Сталин», две песни для гол. и фп, ст. И. Брук, ор. 21

 

СА

1942

«Уральцы бьются здорово», песня на ст. А. Барто, ор. 22

 

СА

1943

«Письмо с Урала», песня на ст. Н. Славина; «Идут орлы уральские», походная песня (ор. 26)

 

СА

1943

«С победой ожидай»,  песня на ст. Н. Куштума, ор. 27

 

СА

1943

Три украинские песни («Та зелёная горошiна», «Ой, свiтi мiсяцю», «По пiд гаем») для вок. анс. и фп, ор. 28

 

СА

 

Дискография

Ария Бумал-хана из оп. «Энхэ-булат батор»

//Солисты Бурят. гос. акад. театра оп. и балета. Мелодия, 1980; С 10 14593-4;

// По родным посторам (музыкальный сувенир Сибири и Дальнего Востока). Мелодия, 1980; С30 15119-22

Орк. Бурят. гос. театра оп. и балета п/у И. Айзиковича, сол. Лхасаран Линховоин

Ария Арюун Гоохон из оп. «Энхэ-булат батор»

Там же

Дамдин-Сурун Дашицыренова

Рондо Эрхе Мэргэна из оп. «Энхэ-булат батор»

//Солисты Бурят. гос. акад. театра оп. и балета. Мелодия, 1980; С10 14593-4

Саян Раднаев

 

Статьи

Уральская филармония // Ур. рабочий. 1933. 28 марта; Теснее связь с творцами музыки // Однодневная сверд­лов­ская газета юбилейного комитета. 1934. 17 февр.; Об Уральской кон­сер­ва­то­рии // Ур. рабо­чий. 1934. 1 февр.; Будущие мастера // Ур. рабочий. 1935. 11 февр.; Чудесная му­зыка великих дней // Ур. рабочий. 1936. 13 июля; О нуждах консерватории // Ур. рабочий. 1937. 24 марта; Искусство Урала сегодня // Труд. 1943. 6 янв.; Накануне декады Бурят-монгольского ис­кусства // Ур. рабочий. 1940. 6 окт.; Радость творчества // Ур. рабочий. 1940. 16 нояб.; Как создавалась опера // Ур. рабочий. 1941. 20 апр.; Опыт руководства по курсу сочинения с начинающими (рук.)[2].

 

Библиография

Бэлза И. Маркиан Фролов. Пять прелюдий для фп // Сов. муз. 1947. № 5; Бэлза И. Маркиан Фролов. Соната для фп // Сов. муз. 1946. № 5-6; Бэлза И. Выдающийся музыкант Урала // Сов. муз. 1950. № 4; Винкевич И. В. Проблемы изучения творческого наследия М.П. Фролова // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования:   Мат-лы второй междунар. Интернет-конф., декабрь 2009 г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2010. С. 6-19; Глиэр Р. М. Увертюра Маркиана Фролова // Сов. муз. 1951. №12; Глиэр Р. М. Зрители о спектакле «Энхе Булат-батор» // Веч. Москва. 1940. 21 окт.; Горбовец Л. Фортепианная музыка композиторов Екатеринбурга: проблемы интерпретации. Екатеринбург, 2007. С. 31-41; Гринберг М. «Энхе Булат-батор» // Правда. 1940. 20 окт.; Корев С. «Энхе Булат-батор» // Веч. Москва. 1940. 22 окт.; Марченко Л. У истоков ураль­ской композиторской школы // История муз. культуры Сибири. М., 1978. С. 29-37; Марченко Л. Основоположники уральской композиторской школы М.П. Фролов и В.Н. Трамбицкий // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков. Екатеринбург, 1999; Мацкевич И. Творчество М. Фролова // Сов. муз. 1947. №3; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 19-22; Серебрякова Л.А. Маркиан Петрович Фролов // Беляев С.Е., Серебрякова Л.А. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 108-117; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 27-44; Сокольская Ж. Выдающаяся роль М.П. Фролова в развитии музыкальной культуры Урала // Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 3-5; Она же. Созидая, он вел за собой…// Сокольская Ж. Урал музыкальный: вчера и сегодня. Екатеринбург, 2008. С. 456-459; Сокольская Ж., Фролова С. Значение деятельности М.П. Фролова в становлении музыкальной культуры Урала ХХ века //История музыкальных контактов: С.-Петербург – Екатеринбург: Мат-лы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2003. С. 5-7;  Они же. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 73-85; Трамбицкий В. Вечер профессора М. Фролова // Ур. рабочий. 1936. 26 янв.; Фролова С. М. Компо­зи­тор М.П.Фролов // Науч.-метод. зап. УрГК им. М.П. Мусоргского. Вып. 2. Свердловск, 1959; Она же. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Урала. Свердловск: 1968. С. 3-15; Она же. Жизнь, отданная музыке // Урал. 1984. № 11; Она же. Маркиан Петрович Фролов – жизнь на crescendo. Екатеринбург, 2009; Rayskin I.G. Frolov, Markian Petrovich // Grove Dictionary of Music and Musicians.



[1] В Музыкальной энциклопедии указывается дата 24 ноября (по старому стилю)

[2] По материалам книги «Композиторы Екатеринбурга», с. 323.

Полный список имён