E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Фридлендер Александр Григорьевич композитор [1906-1990]

Родился 2 (15) июля 1906 г. в Санкт-Петербурге. С 1925 по 1929 г. обучался в Ленинградском центральном музыкальном техникуме по классу фортепиано (преп. А.П. Щапов и А.Д. Каменский). Влияние А.Д. Каменского впоследствии сказалось на исполнительском облике А.Г. Фридлендера-дирижера, так как он был активным пропагандистом современной музыки. Круг общения А.Д. Каменского включал В.П. Калафати, Б.Л. Яворского, В. Щербачева, молодого Д.Д. Шостаковича. После окончания техникума А.Г. Фридлендер поступает на дирижерский факультет Ленинградской консерватории в класс А.В. Гаука, бывшего в то время еще и дирижером Ленинградской филармонии. По окончании консерватории (1933) всего один сезон (1934/35) дирижер руководит оркестром радио г. Воронежа, затем с 1935 по 1938 г. в Одессе занимает пост  дирижера симфонического оркестра радио и филармонии, а с 1936 г. – дирижера Одесского оперного театра. В 1939 г. А.Г. Фридлендер переезжает в Свердловск, становится дирижером симфонического оркестра филармонии (1939–1941 и 1947–1974), Театра оперы и балета им. А.В. Луначарского (1943–1947), с 1946 г. преподает в Свердловской (ныне Уральской) консерватории, сначала на кафедре оперной подготовки, а затем – композиции и инструментовки (с 1966 г. – доцент; с 1980 г. – профессор). В 1958 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».

 

Приехав на Урал, А.Г. Фридлендер активно знакомится с культурными традициями и художественной жизнью края. Его внимание привлекает только что вышедшая в свет книга сказов П.П. Бажова, которая послужила основой либретто его первого балета «Горная сказка» (1949–1941). В годы войны музыкант на время оставляет работу в филармонии и становится главным дирижером ансамбля песни и пляски Уральского военного округа, выступает в составе концертных бригад на фронтах Великой Отечественной войны. Но и в это напряженное время продолжается композиторское творчество – в 1942 г. у него возникает идея нового балета «Каменный цветок» по мотивам сказов П.П. Бажова. Балет был поставлен в Свердловском театре оперы и балета (1944; 2-я ред. – 1947). Он имел хорошую прессу и счастливую сценическую судьбу: шел на сценах Перми, Львова, Челябинска. После театрального дебюта во второй половине 40-х гг. А.Г. Фридлендер обращается к симфонической форме. Три его симфонии (1946, 1947, 1950) образуют подобие симфонической триады. Симфонии представляют собой наиболее показательную часть произведений 40–50-х гг., которые по тематике, форме, интонационному содержанию типичны для советского послевоенного искусства (симфоническая поэма «В дни борьбы», кантаты «Ода Родине», Песня о России» на слова А. Прокофьева, «Торжественное шествие» на туркменские народные темы, уральская сюита «Ой вы горы»). В многочисленных песнях на стихи советских поэтов композитором активно разрабатывалась патриотическая тема. Следующим этапом его композиторской биографии стал балет «Бесприданница» (1958) по драме А. Островского, вновь поставленный Свердловским театром оперы и балета. Удачами спектакля, по мнению прессы, стали лирико-драматический образ Ларисы в исполнении заслуженной артистки РСФСР С. Тарановской и острохарактерная  партия Карандышева (заслуженный артист РСФСР Ч. Жебраускас). После соприкосновения с миром классической драматургии вполне естественным выглядит переход композитора от балета к опере. Первым опытом в этом жанре была камерная опера «Снег» (1963), поставленная на Свердловском телевидении (1964, реж. Б. Скопец). Замысел второй оперы – «Питерцы» по мотивам поэмы О. Бергольц «Первороссийск» – связан с социальным заказом: опера посвящена 50-летней годовщине Октябрьской революции. Создаются новые балетные партитуры: хореографическая поэма «Зоя», поставленная в Перми под названием «Подвиг» (1966), позднее –  «Поручик Лермонтов» по К. Паустовскому.

 

70-е гг. – расцвет творческой деятельности А.Г. Фридлендера. Его дирижерские программы с оркестром Свердловской филармонии всегда отличались строгим подбором репертуара, хорошим вкусом, тщательностью подготовки. Именно под управлением А.Г. Фридлендера в городе состоялись премьеры многих значительных произведений музыки ХХ в., современных отечественных композиторов: последних симфоний Шостаковича, партитур Э. Денисова, С. Губайдуллиной. Поздние произведения А.Г. Фридлендера тяготеют к философскому осмыслению действительности – их в полной мере можно назвать итоговыми. Это четыре струнных квартета, вошедших в репертуар Квартета им. Н. Мясковского, «Поэма памяти Д. Шостаковича, Соната для альта и фортепиано и Четвертая симфония. Умер А.Г. Фридлендер 13 сентября 1980 г. в Екатеринбурге.

                                                

СОЧИНЕНИЯ

 

Произведения для музыкального театра

1941

«Горная сказка», балет по мотивам сказа П. Бажова «Медной горы хозяйка»

п-ра

 

1944

«Каменный цветок», балет в 4 д. по мотивам сказов П.Бажова, либр. И. Келлера. (2-я ред. – 1947, 3-я ред. –1975)

п-ра

 

1958

«Бесприданница», балет в 4 д., либр. И. Келлера по драме Н. Островского

п-ра;

о.п.

АСК (р.) – фрагм.

1962

«Снег», оп.-новелла в 5 к. по К. Паустовскому, либр. М. Логиновской

п-ра;

 кл.

М.: Сов. комп., 1977; ББ; УГК; УрГПУ

1966

«Зоя» («Подвиг»), хореогр. поэма

п-ра;

о.п.

АСК (р.а.); ББ (к.р.)

1967

«Питерцы», оп. по поэме О. Берггольц «Перворос­сийск», либр. комп. (2-я ред. – 1986)

п-ра;

кл.;

о.п.

АСК (р.) – 3 д.

1970

«Торт в небе», веселая оп. в 2 актах, 7 к. для детей и взр., наделенных воображением, по сказке Дж. Родари, либр. Д. Лившица и комп.

п-ра;

 кл.;

о.п.

АСК (р.) – 1 д.

УГК (р.) – 2 а.

1977

«Поручик Лермонтов», хореогр. поэма в 2 ч., 6 к.

п-ра;

о.п.

АСК (р.а.)

б/г

«Мечтатели», оп. в 2 д. с прол.

кл.

АСК (р.)

б/г

«Серебряное копытце», балет 1 акте

п-ра;

о.п.

ТМ

 

Симфонические произведения

до 1940

Классическая сюита

п-ра

 

1940

«Торжественное шествие» (на туркм. нар. темы)

п-ра

АСФ (р.)

1946

Симфония № 1 («Триумфальная») в 4 ч.

п-ра

АСФ (р.)

1947

Симфония № 2 в 4 ч.

п-ра

АСФ (р.)

 

Сюита из балета «Каменный цветок»

п-ра;

о.к.

АСК (р.а.); АСФ (р.)- фрагм.

до 1950

«В дни борьбы», симф. поэма

п-ра

 

1950

Симфония № 3 в 3 ч. (2-я ред. – 1952)

п-ра

АСФ (р.)

1953

Уральская сюита «Ой вы, горы» в 4 ч.

п-ра;

кл.

АСФ (р.)

АСК (р.а.)

1959

Сюита из балета «Бесприданница»

 

АСФ (р.)

до 1966

«Картинки Старой Рузы», симф. сюита

п-ра;

о.п.

 

АСК (р.)

1971

Торжественная музыка для симф. орк.

п-ра

 

1976

«Поэма памяти Д.Д. Шостаковича»

п-ра;

о.п.

АСК (р.а.)

1977

«Поручик Лермонтов», симф. сюита по одноим. пьесе К. Паустовского

п-ра

АСК (р.а.)

1982

Децимет на туркм. нар. тему для дух. орк. и удар. инстр.

п-ра

 

1983

Симфония № 4

п-ра

АСК (р.а.)

б/г

Драматическая сюита для симф. орк.

п-ра

АСК (р.а.)

б/г

«Овез-джан», парафразы на туркм. нар. тему для симф. орк.

п-ра

АСК (р.)

б/г

Сюита для мал. симф. орк. в 4 ч.

п-ра; о.п.

АСК (р.)

б/г

«Фестивальные страдания» для симф. орк.

о.п.

АСК (р.)

б/г

Вокализ для сопр. и стр. орк.

п-ра;

кл.

АСК (р.а.)

б/г

«Ода Родине»

п-ра

АСФ (р.)

б/г

Три марша для дух. орк.

п-ра

 

б/г

«Уральский марш» для дух. орк.

п-ра

АСК (р.а.)

 

Вокально-симфонические произведения

Конец

«Ода Родине», кант.

п-ра

 

40-х -

«Песни о России», сюита для хора, солистов и симф. орк. на ст. А. Прокофьева

п-ра;

о.п.

 

АСК (р.)

нач. 50-х

«Бурлеска» для колорат. сопр. и симф. орк.

п-ра; о.п.

 

АСК (р.)

1945

Концерт для гол. с орк.

п-ра;

о.п.

АСК (р.)

1985

«Я это видел»,  монолог на ст. И. Сельвинского для сол., хора и симф. орк.

п-ра;

кл.; о.п.

 

АСК (р.а.)

 

Хоровые произведения

б/г

«Вот какие молодцы», сл. В. Грулина, для сол. и муж. нар. хора

кл.

АСК (р.а.)

 

 

Камерно-инструментальные произведения

1965

Галоп для фп

 

АСК (р.а.); УЧ (к.р.)

 

Три пьесы для фп: «Зёхре-джан», «Жаворонок», «Мой конь»

 

АСК (к.р.); УЧ (к.р.)

1967

Стр. квартет № 1 в 3 ч.

п-ра

 

1971

Стр. квартет № 2 в 5 ч.

п-ра

АСК (р.а.)

1972

Стр. квартет № 3

 

АСК (р.а.)

1975

«Хорал и танец» для скр. и фп

 

АСК (к.р.)

б/г

Стр. квартет № 4 в 3 ч.

 

АСК (р.)

б/г

2 пьесы для фп: «Петушок, наседка и цыплята», «По улицам слона водили»

 

 

//Пьесы урал. комп. М.: Сов. комп., 1992;

АСК (р.а.); ББ; УГК; УрГПУ

1984

Соната для альта и фп

 

М.: Комп., 1998.

б/г

«Жалоба кукушки для» фп

 

АСК (р.а.)

б/г

«Лунный камень» из балета «Каменный цветок» для виолонч. и фп

 

АСК (к.р.)

б/г

«Размышление» для виолонч. и фп

 

АСК (р.а.)

б/г

Переливы», для скр., виолонч, колоколов, вибраф., ксил.

 

АСК (р.а.)

б/г

«Валторна и альт», диалог для валторны, альта и гр. дух. инстр.

п-ра

АСК (р.а.)

 

 

 

 

 

Камерно-вокальные произведения

1964

« Куба – да!» для гол. с фп, сл. О. Богданова

 

// Песни комп. Урала. М., 1964. С. 10; УГК

1987

«Цветок», ст. А.С. Пушкина

 

ББ (р.)

 

«Будь вечностью», сл. Р. Гамзатова

 

АСК (р.)

 

«Прекрасный город наш Свердловск»

для гол. и фп, сл. Н. Куштума

 

ББ (р.)

 

«Ты все в моей судьбе» для гол. и фп, ст. С. Щипачева

 

ББ (р.)

б/г

«Новогодняя песня», ст. О. Берггольц

 

АСК (р.)

б/г

«В любые времена», ст. Д. Кугультинова

 

АСК (р.)

б/г

«Когда ты рядом», ст. З. Биишевой

 

АСК (р.)

б/г

«Красавица», ст. С. Острового

 

АСК (р.а.)

б/г

«Всё еще впереди»

 

АСК (р.а.)

б/г

«Идет рабочий человек», ст. С. Острового

 

АСК (р.а.)

б/г

«Радость», ст. К. Кулиева

 

АСК (р.а.)

б/г

«Ой, вы горы», обр. урал. нар. песни для жен. вок. дуэта

 

АСК (р.а.)

 

б/г

«Над Россией солнце не заходит», сл. А. Прокофьева

 

АСК (р.)

 

б/г

«Белый голубь», сл. П.С. Сафир

 

АСК (р.а.)

 

Песни: на ст. О. Берггольц, А. Вергелиса, К. Кулиева, Д. Лившица, С. Острового, Е. Ружанского, В. Тулина, С. Чиковани и др.

 

Музыка к драм. спектаклям, в т.ч. «Третья патетическая» Н. Погодина (Челяб. драм. театр), «Поэма о хлебе» П. Маляревского (Иркут. драм. театр), «12 месяцев» С. Маршака (Свердл. ТЮЗ); в Свердл. кукольном театре.

 

Публикации

Фридлендер А.Г. (из рубрики «Авторы рассказывают») // Сов. муз. 1964. № 4; Размышления о дирижерской профессии // Сов. муз. 1974. № 4; «Я неизменно ощущаю исключительную доброжелательность...» // Сов. муз. 1982. № 12.

 

Библиография

Бородин Б., Визель З., Гуревич Л. Александр Григорьевич Фридлендер // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 116-124;  Бородин Б. Два дирижера // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Сб. науч. тр. Кемерово: Кем ГУКИ, 2008. С, 243-246; [Б.п.] 60 лет со дня рождения композитора и дирижера А.Г. Фридлендера // Муз. жизнь. 1966. №11; Козловская Э. Балет А.Г. Фридлендера «Каменный цветок»: дипломная работа. Свердловск: УГК, 1952; Краева О. Песни об Урале // На смену. 1969. 28 янв.; Маковкин Л. Музыкант, композитор, дирижер // Ур. рабочий. 1976. 29 дек.; Марченко Л.На юбилейном вечере А.Г. Фридлендера // Сов. муз. 1977. № 6; Мезрина В. Александр Григорьевич Фридлендер // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 65-72; Мышкина З. Музыкант высокого интеллекта // Люблю гармонию. Екатеринбург, 2000. С. 21-25.

Полный список имён