E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Басок Максим Андреевич композитор [род. в 1951 г.]

Родился 26 октября 1951 г. в Свердловске. Учился в средней специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского на теоретическом отделении, где и начал заниматься в кружке композиции сначала у Н.М. Хлопкова, а затем у Л.Б. Никольской. Занятия у Л.Б. Никольской – высоко эрудированного музыканта, ученицы М.О. Штейнберга, были продолжены в Уральской консерватории (1970–1975). Еще будучи студентом, М.А. Басок начинает свою педагогическую деятельность в консерватории, которая продолжается до сих пор, – проводит индивидуальные занятия по полифонии для студентов дирижерско-хорового отделения. За годы учебы молодым композитором были написаны произведения разных жанров: вокальные циклы, два струнных квартета, сонаты для фортепиано и для кларнета и фортепиано, хоры на стихи С. Есенина, дивертисмент для струнного оркестра. Центральным событием консерваторских лет стало исполнение в рамках пленума Союза композиторов, посвященного творчеству молодых, его первой камерной оперы «Диалоги за стеной» по Г. Аполлинеру (1973, дир. Е. Колобов, реж. Ю. Федосеев). В качестве дипломной работы композитором были представлены оратория «Слушайте звуки века!» на стихи Р. Саниной и Б. Дижур, прозвучавшая в интерпретации хора студентов консерватории под управлением Н. Якуничева, и концерт для фортепиано с оркестром, исполненный симфоническим оркестром Свердловской филармонии (дир. А.Г. Фридлендер) и Б.Б. Бородиным (фп). По окончании консерватории М.А. Басок был принят на должность преподавателя кафедры теории музыки УГК, но работу прерывает служба в армии (1975–1976). После демобилизации в 1977 г. он поступает в заочную аспирантуру ГМПИ (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных и в 1984 г. в Киеве защищает кандидатскую диссертацию «Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра» (науч. рук. проф. Ю.Н. Рагс). Из композиторских премьер конца 70-х наибольший резонанс вызвала постановка в консерватории второй камерной оперы композитора – «Последний лист» по новелле О’ Генри (1979, дир. В. Вишневский, реж. Ю. Федосеев).

 

В  80-е гг. М.А. Басок обращается к сочинению музыки для детей и начинает активно сотрудничать с такими коллективами, как екатеринбургский хор «Аврора» (рук. Н. и В. Булановы) и московский детский хор «Пионерия» (рук. Г. Струве). В 1982 г. он был принят в Союз композиторов. В 1987 г. в концертном зале свердловской ДМШ №2, по инициативе ее тогдашнего директора Р.А. Николаева, прошел первый полномасштабный авторский концерт детской музыки М.А. Баска. В 1989 г. вместе с хором «Аврора» он выступает во Всесоюзном Доме композиторов и в столичном Концертном зале имени П.И. Чайковского. Появляются первые записи: на пластинке (еще виниловой) хора «Аврора», вышедшей в 1990 г., два номера – сочинения Баска. В начале 90-х гг. значительный масштаб приобретает его концертная деятельность по линии Свердловской филармонии: авторские вечера и творческие встречи (их было более 800) проходят в самых разных аудиториях города, области и Урало-Сибирского региона. В консерватории М.А. Басок назначается деканом историко-теоретического факультета, композиторского и заочного отделений (1985). На этой должности он проработал до 2006 г. С 2005 г. М.А. Басок – профессор консерватории. Продолжая дело своего учителя Л.Б. Никольской, занимается с юными композиторами в десятилетке (ныне Уральский музыкальный колледж), где воспитал пять лауреатов всероссийских и международных конкурсов.  

 

В 90-е гг. центром творческих устремлений композитора становится детский музыкальный театр. Он создает целый ряд детских опер и мюзиклов, которые с удовольствием исполняются и профессиональными артистами, и самими детьми («Денискины рассказы», «Цветное молоко», «Аленушкины сказки»). Более 200 раз мюзикл «Денискины рассказы» прозвучал в концертах Свердловской филармонии и более 150 – в Белгородской. Он был также поставлен в студенческом «Театре на Академической» (музыкально-педагогическое училище №2) и показан в Московском детском музыкальном театре имени Н. Сац. При финансовой поддержке Уральской горно-металлургической компании Басок осуществляет уникальный проект – музыкальный самодеятельный театр «Слоненок» в Верхнепышминском детском доме. Театр просуществовал около пяти лет (сентябрь 2000 – май 2005), и специально для него были написаны три музыкальные сказки о Слоненке по пьесам Д. Самойлова. Коллектив театра стал лауреатом международной выставки-форума «Школа – 2002» (Москва, Сокольники). Премьерные показы оперы «У Слоненка режется клык» прошли в С.-Петербурге (Дом-музей А.С. Пушкина на Мойке, Дом композиторов). В сезонах 2000–2005 гг. М.А. Баском были проведены циклы авторских абонементов в Камерном зале филармонии «Тайны композиторского ремесла», в которых участвовали и его ученики по композиторскому кружку Уральского музыкального колледжа. В Большом концертном зале Свердловской филармонии с неизменным успехом прошли его «полнометражные» авторские концерты (сезоны 1995–2006 гг.).

 

В 2003 г. композитор был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ». Продолжая создавать музыку для детей, он обращается к жанру «взрослой» камерной оперы – пишет одноактную оперу «Галочка» по рассказу А. Аверченко, поставленную силами кафедры оперной подготовки УГК (2005, дир. Б. Нодельман, реж. С. Ключка). Плодотворным стало его сотрудничество с хоровыми коллективами Омска (хор музыкального училища и хор «Музыка для всех», рук. Н. Якуничев) и  Екатеринбургским муниципальным хором «Доместик» (рук. В. Копанев). В последние годы им написан целый ряд крупных хоровых произведений на стихи отечественных поэтов – К. Батюшкова, К. Бальмонта, Н. Клюева, Н. Рубцова. Важным этапом композиторской биографии М.А. Баска явилось прикосновение к традициям православной культуры – создание цикла хоров на канонические тексты православных молитв «Величит душа моя Господа», премьера которого состоялась в декабре 2009 г. в Большом зале Уральской консерватории.

 

М.А. Басок является дипломатом Международного конкурса композиций для фортепианных дуэтов в Токио (1997; 1999) и лауреатом Всероссийского конкурса «Русская музыка ХХI века для детей и юношества. Хоровая лаборатория» (С.-Петербург, 2010).

                            

СОЧИНЕНИЯ

 

Произведения для музыкального театра

1972

«Диалоги за стеной», оп. в 1 д., либр. комп. по расск. Г. Аполлинера

п-ра

АА

35’

1978

«Последний лист», оп. в 1 д., либр. комп.  Ю. Федосеева по новелле О.Генри.

п-ра

АА

40’

1990

«Первая дорожка», вок.-хореогр. сюита на ст. В.Орлова в 7 ч.

кл.

АА

25’

1992

«Денискины рассказы», мюзикл в 2 д. по расск. В.Драгунского, либр. Б. Бородина

кл.

ББ (р.; к. р.); БГ («Он живой и светится»)

90’

1995

«Цветное молоко», дет. оп. в 1 д., либр. В. Орлова

кл.

ББ (р.); УЧ (к.р.)

55’

1997

«Аленушкины сказки», дет. оп. в 1 д. по сказкам Д. Мамина-Сибиряка, либр. Б. Бородина

п-ра

АА

65’

1998

«Приключения Каштанчика», дет. мюзикл, либр. В. Орлова

кл.

АА

80’

1999

«Беда от нежного сердца», мюзикл по водевилю В. Соллогуба, ст. В. Соллогуба и М. Баска

п-ра;

кл.

АА

65’

1999-2004

Четыре детских оперы про Слоненка по сказкам Д. Самойлова:

 

 

 

1999

«Слоненок пошел учиться»

кл.

АА

25’

2001

«У Слоненка день рождения»

кл.

АА

35’

2002

«У Слоненка режется клык»

кл.

АА

40’

2003

«Слоненок-турист»

кл.

АА

35’

2001

«Калиф-аист», оп. в 2 д. по мотивам сказки В. Гауффа, либр. Б. Бородина

кл.

АА

80’

2005

«Галочка», камер. оп. в 1 д., либр. авт. по расск. А. Аверченко

кл.

АА

25’

2005

«Городок в табакерке», дет. оп.-балет по мотивам пов. В. Одоевского, либр. И. Колчиной

кл.

АА

40’

2006

«Дудочка и кувшинчик», дет. оп. по сказке В. Катаева, либр. авт.

кл.

АА

40’

2009

«Коза-Дереза», дет. оп. по рус. нар. сказке в переск. А.Н. Толстого, либр. авт.

кл.

АА

35’

 

Симфонические произведения

1974

Дивертисмент для стр. орк. в 3 ч.

п-ра

АА

15’

1975

Концерт для фп с орк. в 3 ч.

п-ра; кл.

АА

28’

1983

Шесть уральских нар. песен для стр. орк.

п-ра

АА

12’

1987

Адажио для камер. орк. 

п-ра

ББ (к.р.)

5’

1987

Симфониетта-дивертисмент (Дивертисмент №2) для стр. орк. в 4 ч.

п-ра

Свердловск, 1989; ББ

17’

1997

Колыбельная и Марш для камер. орк.

п-ра

АА

6’

 

Произведения для народных инструментов

1974

Четыре прелюдии для баяна

 

// Баян в муз. школе.  Вып.40. М.: Сов.  комп., 1981; АСК (к.р.); ББ (р.)

9’

1990

Три вок. дуэта в сопров. орк. рус. нар. инстр. на сл. Э. Вериго

п-ра

КНИ

8’

1991

Увертюра для орк. рус. нар. инстр.

п-ра

КНИ

6’

1991

Сюита для домры и фп (или орк. рус. нар. инстр.) в 4 ч.

п-ра; кл.; о.п.

 

ББ (к.р.) – Танец

КНИ

10’

1994

Прелюдия, фуга и токката для баяна

 

УГК (к.р.)

8’

б/д

Шуточный хоровод для двух домр и фп

 

ББ (к.р.)

 

 

Вокально-симфонические произведения

1975

«Слушайте звуки века!», орат. на ст. Р. Саниной и Б. Дижур для хора, солистов и симф. орк в 6 ч.

п-ра; кл.

АА

40’

1981

«Письмо в 1941 год Тане Савичевой», кант. на ст. И. Сарайлича и К. Чуковского для тенора, хора и симф. орк., 1 ч.

п-ра; кл.

АА

12’

1989

«Восемь добрых тропок», кант. на ст. А. Екимцева для дет. хора и симф. орк. в 8 ч.

п-ра; кл.

 

ББ (к.р.)

22’

2004

«Венок поэту», кант. для жен. хора и камер. орк. в 6 ч. на ст. К. Батюшкова

п-ра;

кл.

АА

 

б/д

«Полечка про скрипку» для дет. хора, стр. орк. и фп, сл. А. Екимцева

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

Хоровые произведения

1970

Три хора на ст. С. Есенина для жен. хора a cappella: «За темной прядью перелесиц», «Нивы сжаты», «Ой, купало!..»

п-ра

//Хрест. для хорового класса / Сост. В. Завадский. Екатеринбург: [б.и.], 1995. С. 52–58; ББ (к.р.); УЧ

6’

 

1978

Три хора a cappella на ст. Н. Рубцова: «Наступление ночи», «Осени стужа и стон», «Таковы на Руси леса»

п-ра

АА

7’

 

1982

«Мальчик со свирелью», цикл для жен. хора a cappella на ст. А. Погосяна в 3 ч.

п-ра

АА

7’

 

1983

«Солнечная кантата» для дет. хора и фп на ст. В. Довжика, 1 ч.

п-ра

АА

5’

 

1987

Четыре хора на ст. А. Кушнера для дет. хора и фп: «Два листа», «Хищник», «Облака», «Петровские пушки»

п-ра

ББ (р.)

8’

 

1987

«Прощай, лето!» для жен. хора a capella,  сл. Г. Георгиева

п-ра

ББ (р.)

 

 

1988

«Так далеко...», цикл для жен. хора a cappella в 3 ч. на ст. М. Никулиной: «Так далеко…», «Снится людям тишина», «Глазами всех солдат…»

п-ра

М.: Сов. комп., 1990; ББ (к.р.); УГК

9  ’

1989

«Мы читаем», кант. для дет. хора и фп в 8 ч.на ст. А. Кушнера

п-ра

ББ (к.р.)

12’

 

1990

«Времена года», четыре хора a cappella на ст. В. Шабанова

п-ра

ББ (р.)

8’

 

1991

Прелюдия и фуга для хора «Аврора» для жен. или дет. хора a cappella

п-ра

ББ (к.р.)

4’

 

1992

«Нет ничего прекраснее зари...», цикл для жен. хора a cappella в 5 ч. на ст. Т. Белозерова

п-ра

//«Берестень». Хоровые соч. М. Баска. Омск: Амфора, 2009; ББ (р.); УЧ (отд. №)

8’

 

1992

Пять хор. миниатюр на слова Ф. Грубина

п-ра

//Басок М., Бызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей/ Свердл. обл. упр культуры; Методкабинет по учеб. завед. культ. и искусства, 1992; УЧ

 

 

1993

Пять хоров для жен. (дет.) хора a cappella на ст. В. Орлова: «Зимняя ночь», «Скажи мне, реченька…», «На печи», «Бахрома», «Разгорается денек»

п-ра

Там же; ББ (р.); УЧ

7’

 

1994

Фантазия на темы сов. песен времен Вел. Отеч. войны. для жен. или дет. хора и фп (баяна)

п-ра

АА

22’

 

1996

«Прокачу!», 9 песен для дет. хора и фп на ст. Ю. Конецкого

п-ра

Музыка  / Сл. М. Баска // Произв. для дет. хора. Вып. 2. Екатеринбург: УрОСКР, 2004 (отд. №); ББ; УЧ

11’

 

1996

Два хора для жен. хора a cap­pella на ст. В. Микушевича

п-ра

АА

5’

 

1997

«Времена года»,4 хора для дет. хора и фп на ст. И. Павловой

п-ра

АА

7’

 

1998

«Фейныя сказки» для дет. хора и фп в 5 ч. на ст. К. Бальмонта

п-ра

Омск: Амфора, 2005; УГК

11’

 

2000

«Четыре чудесных коня», песни для дет. хора и солистов на ст. В. Орлова

п-ра

УЧ (к.р.)

 

 

2003

«Зимние песни», хоровой цикл для жен. хора без сопров. в 7 ч. на ст. Н. Рубцова

п-ра

УГК; АА

 

 

1995-2003

«Солнечный зайчик», 16 песен для гол. (хора) в сопр. фп на ст. Р. Сефа: «Солнечный зайчик», «Рыбалка», «Подсолнышек…», «Чудо», «Кот-радуга», «Облака», «Кот и мышка», «Мечтает котенок», «Весенняя песенка», «Пользуйтесь услугами химчистки», «Ночь», «Осина», «Снежная песенка», «Шоколадный поезд», «Колыбельная», «Я сделал крылья и летал»

п-ра

М.: Комп., 2003; ББ; УГК

 

 

2004

«Музыка», сл. М. Баска

п-ра

// Произв. для дет. хора. Вып. 2; ББ

 

 

2004

«Весенняя лирика», 3 хора для жен. хора без сопров. на ст. С. Маршака

п-ра

АА

 

 

2005

3 хора на ст. Н. Клюева для жен. хора без сопров.

п-ра

АА

 

 

2007

«Высоко на тереме сижу», обр. нар. песнидля хора пес     Омск. обл. для жен. хора

п-ра

АА

 

 

2008

«Берестень», кант. в 8 ч. для жен. хора

на ст. Т. Белозерова

п-ра

// Берестень: Хор. соч. Максима Баска. Омск: Амфора, 2009.

 

 

2008

«Жемчуга», хор. сюита для жен. хора в сопров. фп в 6 ч. на ст. Н. Гумилева

п-ра

Омск: Амфора, 2008

 

 

2009

«Рождественская звезда», кант. в 7 ч. на ст. Б. Пастернака для смеш. хора в сопров. Органа

п-ра

АА

 

 

2009

«Величит душа моя Господа», 16 молитв. песнопений для смеш. хора без сопров.

п-ра

АА

 

 

б/д

«Блюз американского сироты» для дет. хора в сопров. Фп, сл. Ленгстона Хьюза (из негр нар. поэзии, пер. Н. Воронель)

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

«Вечер» для жен. хора без сопров., сл. Г. Георгиева

п-ра

ББ (р.)

 

 

б/д

«Вечерняя песенка» для дет. хора и фп

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

«Герои живут в наших буднях и песнях» для дет. хора, сл. Э. Вериго

п-ра

ББ (р.а.)

 

 

б/д

«Гимн хлебу» для дет. хора в сопров. фп, сл. В. Орлова

п-ра

ББ (р.а.)

 

 

б/д

«Ехал дождик на коне…» для дет. хора в сопров. фп, сл. А. Екимцева

п-ра

ББ (р.)

 

 

б/д

«Задумала Галка иголку купить» для дет. хора в сопров. фп, сл. А. Костецкого

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

«Здравствуй, жизнь!..» для дет. или жен. хора в сопров. фп, сл. В. Шабанова

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

«Кто кого боится?» для дет. хора в сопров. фп, сл. В. Орлова

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

«Ой ты, поле» для жен. хора без сопров.,  сл. С. Сомовой

п-ра

ББ (р.)

 

 

б/д

«Светлая песенка» для дет. хора или анс. в сопров. фп,  сл. В. Орлова

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

«Радужный шар» для дет. хора в сопров. фп, сл. Р. Сефа

п-ра

ББ (р.)

 

 

б/д

«Пугало» для дет. хора в сопров. фп, сл. Т. Эльчина, пер. А. Ахундовой

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

«Снова осень!» для дет. хора в сопров. фп, сл. А. Екимцева

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

б/д

Два хора для жен. хора без сопров., сл. Л. Осокиной: «Прогулка», «Ночь»

п-ра

ББ (р.)

 

 

б/д

«Что такое весна?» для солистки и дет. хора в сопров. фп, сл. В. Инбер

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

 

Камерно-инструментальные произведения

1963

«Из сказок 1001 ночи» для фп

 

//Пьесы урал. комп. для фп. Екатеринбург: Ур ОСКР 1995; АСК (к.р.); ББ; УГК

 

1963

«Робот» для фп

 

// Там же; АСК (к.р.); ББ; УГК

 

1971

Рыцарская соната (1 ч.)

 

АА

 

1971

Пять прелюдий для фп

 

ББ (р.)

 

1972

Прелюдия и фуга для фп

 

АСК (к.р.); УГК

 

1972

Струнный квартет № 1 в 3 ч.

п-ра

АА

12’

1972

Соната для фп, 1 ч.

 

АА

10’

1973

Соната для кларнета и фп в 3 ч.

 

АА

15’

1974

Струнный квартет № 2, 1 ч.

п-ра

АА

9’

1974

«При лужке», урал. нар. песня для фп в 4 руки

 

ББ (р.)

 

1981

Струнный квартет № 3 в 3 ч.

п-ра

АА

12’

1986

Две дет. пьесы для фп: «Элегия», «Колыбельная с боем часов»

 

//Детям о детях.  Екатеринбург, 1995; АСК; ББ; УЧ

 

1991

Концертный вальс для фп в 4 руки

 

ББ (к.р.)

4’

1995

«Пять кошачьих историй» для фп в 4 руки

 

АА

6’

1998

«Старинный русский водевиль», цикл пьес для фп в 4 руки в 3 ч.

 

АА

10’

2005

«Городок в табакерке», сюита в 7 ч. для фп в 4 руки

 

Екатеринбург: Ур ОСКР, 2007; АСК; ББ; УГК; УЧ

   16’

2006

«Снежный вальс», пьесы для флейты и фп: «Элегия» для двух флейт и фп, Колыбельная, «Снежный вальс», Рондо, «Грустное скерцо»

 

Екатеринбург: Ур ОСКР, 2007; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ

 

2008

Сонатина для флейты и фп

 

Екатеринбург: Ур ОСКР, 2008; АСК (к.р.); ББ

 

Камерно-вокальные произведения

1969

Вок. цикл на ст. Р. Бернса (пер. С. Маршака) для сопр., тенора, баритона и фп в 7 ч.

 

АА

12’

1971

«Попытка найти», вок. цикл на ст. Ю. Марцинкявичуса для баритона и фп, 1 ч.

 

АА

5’

1974

«Благодарение», вок. цикл на ст. А. Воловика и Р. Саниной для баритона и фп в 5 ч.

 

АА

10’

1984

Два монолога о войне на ст. В. Семенова для баса и фп.

 

АА

4’

 

1987

«Любовь», вок. цикл на ст. Х. де Ибарбуру
(пер. И. Чежеговой) для сопр. и фп в 7 ч.

 

АА

12’

 

1991

Четыре стихотворения Десанки Максимович для сопр. и фп. (пер. Н. Стефановича, Б. Ахмадулиной, В. Тушновой, А. Ахматовой)

 

ББ (р.)

8’

 

1992

«Ах, любовь!» для гол. в сопров. фп; сл. Э. Вериго (вар-т для гол. и орк. нар. инстр.)

 

 

 

 

 

// Огонь рябиновый: Песни урал. композиторов. Свердловск, 1992. С. 44-47; УГК; КНИ

3’

 

1992

«Баллада о золотом поле» для гол. в сопров. фп, сл. Э. Вериго

 

Там же. С. 22-27; УГК

 

 

1995

«Осенние пейзажи», два дуэта на ст. Н. Заболоцкого для сопр., меццо-сопр. и фп

 

АА

5’

 

1996

«Увижу тебя…», вок. цикл на ст. П. Вегина для сопр., баритона и фп  в 7 ч.

 

ББ (р.)

21’

1983-2010

«Дон Жуан», вок. цикл в 6 ч. на ст. М. Цветаевой для сопр. в сопров. фп

 

АА

11’

б/д

«Когда я буду взрослым…» для гол. и фп, сл. А. Кушнера

 

ББ (к.р.)

 

б/д

«Ты, Россия, вся в росе...» для гол. и фп, сл. Г. Георгиева

 

УГК (к.р.)

 

                 

 

Музыка к драматическим спектаклям

1998

«Барышня-крестьянка», пьеса М. Баска по мотивам пов. А.С. Пушкина.

 

Дискография

2 хора на ст. А.Кушнера: «Облака», 
«Петровские пушки»

Мелодия,
С-10 30029 001

 Хор «Аврора»

Авторский диск «Он живой и светится» (мюзикл; хор. произв.).

Студия «Урал», UL 96245

Муз т-р ДМШ-11, мл. коллект. хора «Аврора», солисты Свердл. филарм.  Ю. Яковлев, П. Зверев, Т. Радченко, Н. Пентина

Авторский диск «Нет ничего прекраснее зари». Хор. произв.: кант. «Мы читаем», хор «Глория», песни на ст. Б. Бородина, Ю. Конецкого, фрагм. из мюзикла «День без родителей», кант. «Лет лебединый», хоры на ст. В. Микушевича.

Студия «Урал», UL 98167

Хор «Аврора»; хор А. Козлова, жен. гр. хора «Доместик»; хор «Глория»

«Нет ничего прекраснее зари», хор. цикл

Студия «Урал», UL 98607

Жен. гр. хора «Доместик»

Авторский диск «Слоненок и его друзья»: дет. оп. «Слоненок пошел учиться», кант. «Фейные сказки», 3 цикла фп дуэтов, хоры для детей

Студия «Урал», 2002

Муз. театр «Слоненок»; хор «Глория»; А. Бородин, Б. Бородин (фп);  мл. гр. хора «Аврора»

«Зимние песни», хор. цикл на ст. Н. Рубцова

// Задержись, заря. Студия «Урал», 2004

«Музыка для всех» (Омск)

Венок песен Великой Отечественной войны

«Автора» – ветеранам. Студия «Урал», 2005

Хор «Аврора»

«Старинный русский водевиль», цикл для фп в 4 руки

// Камерная музыка уральских композиторов. CD 1. Студия «Урал», 2007

А. Бородин, Б. Бородин (фп)

Концерт для фп с орк. в 3 ч.

//Фридлендер А. Камер. опера «Снег»; Басок М. Концерт для фп с орк. Екатеринбург; компания Laser Craft, 2009

Симф. орк. Свердл. филарм., дир. А. Фридлендер, Б. Бородин (партия фп, зап. 1975 г.)

 

Нотные публикации

«Некогда солнышку в небе лениться!»: Песни для детей на стихи В. Орлова, Б. Бородина, Ю. Конецкого, Р. Сефа. Екатеринбург: Гор. упр. нар. образ., 1999; «Я сделал крылья и летал»: Песни и хоры для детей. М.: Комп., 2001; Детская сюита в 5 ч. для фп в 4 руки. Екатеринбург: УрОСКР, 2002; Ария и Гротеск для четырехструнной домры и фп // Оригинальные произв. для домры и фп. Екатеринбург, 2003; «Почему я так медленно расту?»: Сб. песен и хоров для дет. (жен.) хора юных комп. Екатеринбургской муз. школы-лицея класса М.А. Баска /Сост., ред., хор «Музыка». Метод. каб. Свердл. обл. мин-ва культ., 2003; «Солнечный зайчик»: Хоры и песни для дет. хора на ст. Романа Сефа. М.: Комп., 2003; «Зимние песни»: Хор. цикл в 7 ч. для жен. хора на ст. Н. Рубцова. Омск, 2004; Четыре детские песни («Я дождиком работаю», «Снегурка из подъезда», сл. Ю. Конецкого; «Песенка про маму», «Песенка друзей», сл. В. Орлова) // Произв. для дет. хора. Вып. 1. Екатеринбург: УрОСКР, 2004; «Музыка», хор на сл. М. Баска // То же. Вып. 2. Екатеринбург: УрОСКР, 2004; «Снежный вальс», пьесы для флейты и фп. Екатеринбург: УрОСКР, 2004; «Фейныя сказки»: Кант. для жен. (дет.) хора в 6 ч. на ст. К. Бальмонта. Омск: Амфора, 2005; «Венок поэту», кант. в 6 ч. на ст. К. Батюшкова. Омск, 2006; Л.Б. Никольская. «Серебряное копытце»: Клавир дет. оп. /Ред., закл. ст. Екатеринбург, 2007; Сонатина для флейты и фп. Екатеринбург: УрОСКР, 2008; «Наша добрая земля»: Песни и хоры для дет. хора и солистов. Упр. обр. адм. Екатеринбурга, 2008; «Жемчуга»: Хор. сюита для жен. хора в сопров. фп в 6 ч. на ст. Н. Гумилева. Омск: Амфора, 2008;  Хоровые сочинения Максима Баска. Омск: Амфора, 2009; «Волшебная скрипка» на ст. К. Бальмонта // «Русская музыка ХХI века для детей и юношества. Хор. лаборатория». СПб, 2009. С. 197-201.

Научные труды

Современная камерная опера. К про­блеме специфики жанра: Дисс. ... канд. искусствоведения. Киев, 1984; Камерная жанровая опера как разновидность оперы ХХ века // Проблемы муз. жанра: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 54. М., 1981; Вопросы методики анализа камерной оперы // Актуальные про­блемы вузовской педагогики: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 76. М., 1984; Некоторые осо­бенности драматургии камерной оперы как следствие сокращения фактора вре­мени // Вопр. муз. драматургии / УГК. Екатеринбург, 1991; Любовь Борисовна Никольская // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998; Сборник музыкальных диктантов. Екатеринбург: УГК, 1996; Уральская опера в контексте отечественных традиций жанра // Проблемы муз. культ. Рубеж веков. Екатеринбург, 1999; Об особенностях полифонического стиля инструментальных фуг Г.Ф. Генделя, написанных на одинаковую тему // Культура эпохи Барокко. Екатеринбург, 2000; Парадоксы романтической фуги // Культура эпохи романтизма. Екатеринбург, 2002; Уральское отделение Союза композиторов России // Екатеринбург: Энциклопедия. Екатеринбург: Академкнига, 2002; Композиторское образование на Урале: истоки, традиции, перспективы // Традиции муз. культуры Урал.-Сиб. региона. Тюмень, 2003; Полифония в композиторских техниках ХХ века // Культура ХХ века. Екатеринбург, 2003; Музыкальный театр «Слоненок» в жизни детей-сирот // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2003. №1. С.47-51; Воспоминания о композиторе М.И. Гальперине. Екатеринбург, 2003 (ред.-сост., авт. воспом.); Традиции с.-петербургской композиторской школы и педагогические принципы Л.Б. Никольской // Екатеринбург, 2003; К проблеме сохранения творческого наследия уральских композиторов // Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность: мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 11-13; Полифония в раннем фортепианном творчестве С. Прокофьева // Русская фортепианная музыка начала ХХ века. Екатеринбург, 2005; К проблеме специфики современного нотного письма // Музыка в системе культуры. Теор. и ист. проблемы музыкознания. Вып. 1. Екатеринбург, 2005; Дирижеры М.И. Паверман и А.Г. Фридлендер (субъективный взгляд из 70-х годов века прошедшего // М. Паверман. Музыкант. Педагог. Человек. Екатеринбург, 2006; Традиции отечественного любительского детского музыкального театра и творчество Л.Б. Никольской // Худ. культура и образование Урала. ХХ столетие. Екатеринбург, 2006 (в соавт. с А. Ермаковым); Произведения для детского любительского театра уральского композитора Л.Б. Никольской // Музыкальные традиции совр. России. Челябинск, 2006; Путь Н.Я. Мясковского-полифониста: от новаторства к традиции // Неизвестный Мясковский. Взгляд из XXI века. М.: Комп., 2006; Молодежная секция при Уральской организации Союза композиторов России – «второе поколение» //Актуальные проблемы муз. и худ. образования: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2010; О роли молодежной секции при Уральской организации Союза композиторов России в образовательном процессе кафедры композиции УГК // История музыкального образования как область научного знания. Пермь, 2010. С. 138-142.

 

Избранные публикации в СМИ (всего около 100)

Народный оперный: премьеры и проблемы // Сов. муз. 1979. №3. С. 140-141; Беседа с Г.Д. Цомыком // Сов. муз. 1979. №6. С. 134-135; Авторский концерт А. Бызова // Народник. 1994. №1. С.28; По гамбургскому счету // ВЕ. 2001. 14 дек.; Сезоны «Слоненка» // Учительская газета. 2002. №51; Вечер фортепианных транскрипций // Муз. обозрение. 2010. №4 (316); Надежда Урала // Обл. газета. 2010. 28 мая.; Виват «Аврора» // Обл. газета. 2010. 27 июля; Оперная студия приглашает // Обл. газета. 2010. 2 нояб.; Не мемуары // Веси. 2010. №6. С. 52-59. 

 

Библиография

Бородин А. Методические рекомендации к сюите «Городок в табакерке» М.А. Баска // Фортепианная музыка – детям: учеб.-метод. пособие. Вып. 2: Произв. урал. комп. Екатеринбург: УрГПУ, 2006; Бородин Б. Максим Андреевич Басок // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 285-290; Он же. Максим Басок и «наше счастливое детство» // Веси. 2006. №10. С. 66-68; Он же. Два этюда о екатеринбургском композиторе Максиме Баске // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Вып. 7. Жанр – Форма – Направление. Кемерово, 2009. С. 274-283; Вильнер Н. Молодежи – пристальное внимание // Сов. муз. 1973. №12; Гранковская И. Он живой и светится // ВЕ. 1996. 24 окт.; Громова И. Хорошо! // Обл. газета. 1997. 12 марта; Ермаков А. Опера «малой» жанровой разновидности в творчестве уральского композитора М. Баска // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 34-36; Он же. Поет коза рогатая // ВЕ. 2010. 28 окт.; Ивановская О. Фортепианная музыка уральских композиторов для детей // Уральская музыка в контексте совр. культуры. Екатеринбург, 2009. С. 36-40; Марченко Л. От песни до симфонии // На смену. 1977. 5 янв.; Марченко О. К проблеме интерпретации поэзии К. Батюшкова в кантате «Венок поэту» М. Баска // Уральская музыка в контексте совр. культуры. Екатеринбург, 2009. С. 29-33; Марченко О. Цветное молоко лучше, чем «Милки Уэй» // ВЕ. 1996. 1 июня; Муртазина М. Колыбельная сыну // Новый мир (Курган). 1995. 10 февр.; Осипова К. Дениска и КО // ВЕ. 1996. 21 февр.; Петрова Н. Волшебная сила искусства // На смену. 1979. 2 мая; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: История, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 198-202; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34; Рубаха Е. «Бюро медвежуслуг», «Робот» и другие... // Веч. Свердл. 1987. 31 марта; Он же. О диске компактном замолвите слово // ВЕ. 1997. 4 февр.; Рудица Р. Зайчик мой, борись с волками // Театр. 2006. № 4. С.65-67; Рудица Р. Максим Басок. «Фейныя сказки». Кантата на стихи К. Бальмонта // CD-магазин, 2003; Серебрякова Л. В движеньи музыкант живет... // На смену. 1988. 18 февр.; Она же. Кому нужен детский хор // На смену. 1989. 23 мая; Она же. Максим Андреевич Басок // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 188-191; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 250-259; Сокольская Ж. Время – камертон творчества // На смену. 1973. 31 мая; Степанова Н. Пять кошачьих историй для рояля в четыре руки // Местное время (Нижневартовск). 2001. 21 февр.; Шабалина Л. Максим Андреевич Басок // Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 132-133; Шак­шина Е. Д.К., штиблеты Кабалевского и МХК // ВЕ. 1994. 26 марта; Шахрай В. «Денискин» мюзикл: вторая серия // ВЕ. 1993. 16 апр.

Полный список имён